Статьи  Теория журналистики

Глобальное развитие систем массовой коммуникации и международные взаимоотношения

Глобальное развитие средств массовой коммуникации является одной из определяющих составляющих нового феномена конца XX века - глобализации. В общетеоретическом плане комплексный анализ трансформаций систем массовой коммуникации углубляет и расширяет понимание этого феномена, добавляя к доминантным сферам научного познания (глобалистики) представление о системе глобальных политических и экономических трансформаций, с которыми массовая коммуникация тесно связана спецификой своей природы, олицетворяя в себе концентрированную и политическую, а также экономическую власть. Критическое осмысление огромных социально-культурных последствий глобализации даёт возможность задаваться такими мировоззренческими вопросами, как моральные аспекты нового мирового порядка и их разнообразные влияния на уровне личности, на институциональном, межгрупповом, этническом, государственном, региональном и глобальном уровнях вначале XXI века.

Трансформационные процессы, которые происходят в отрасли массовой коммуникации, - многомерные и поэтому нуждаются в целостном системном анализе. Революционные изменения новейших технологий, кабельного и спутникового телевидения, диджитализации, телекоммуникаций беспрецедентно расширили возможности массовой коммуникации, привели к возникновению НСМК (национальных систем массовой коммуникации) и повлияли на развитие человечества в целом, что нашло своё символическое выявление даже в названии новой эры - информационной. Среди огромных новых возможностей, открытых человечеству в целом и индивидууму в частности, благодаря глобальным трансформациям систем массовой коммуникации, главными являются такие:

- НСМК неслыханно расширили информационные и коммуникативные возможности человека. Такое новое качество НСМК, как, к примеру, освещение события, которое происходит "здесь и сейчас" в любой точке планеты, предоставляет новые философские измерения мировосприятия, человек начинает относиться к миру как к "глобальному селу".

- НСМК в процессе глобализации способствуют и будут содействовать развитию "глокализации", то есть предоставление новых форм массовой коммуникации на локальном, коммунальном уровнях, на уровне низовых организаций, в деятельности общественных и профсоюзных организаций и движений, которые являются существенным признаком развития/существования общественной сферы и гражданского общества. Идет речь об использовании видеосъемки и распространения видеокассет, установления теле- и радиосетей узкого диапазона (narrowcasting), использование локальных информационных сетей и тому подобное.

- К преимуществам новейших технологий, таких как Интернет, относится возможность отдельного человека, института, организации, государства общаться со всем миром, собирая массовую аудиторию для своих посланий, о которой два десятилетия назад нельзя было и мечтать.

- Массово-коммуникационные системы (в тесном альянсе с компьютерными и телекоммуникационными системами) изменили саму парадигму предпринимательской деятельности в мировом контексте, делая проведение финансовых и бизнес операций со всеми регионами мира круглосуточным, мгновенным, несмотря на часовые пояса («round the clock»).

Рассматривая СМИ как отрасль индустрии в системе мировой экономики, замечаем, что ей присущи все системные трансформации структур мирового хозяйства, которые ведут к её глобализации: концентрация, конгломерация, интеграция, диверсификация, транснационализация, интернационализация.

Вместе с тем детальный анализ этих экономических процессов в контексте систем массовой коммуникации на региональном и глобальном уровнях свидетельствует:
1) о специфических особенностях этих процессов в медиа-индустрии; 
2) о существенных различиях в последствиях глобальных трансформаций, присущих только этой сфере; 
3) о её важной роли в общем процессе интернационализации, которая далеко выходит за рамки массово-коммуникационного сектора; 
4) о влиянии на политические трансформации различных уровней.

Специфическими чертами процессов, происходивших под влиянием всеобщих сдвигов в национальных системах массовой коммуникации таких регионов мира, как Западная Европа (именно её можно считать колыбелью ныне существующих в мире массово-коммуникационных систем, следовательно анализу ситуации в ней закономерно уделено больше внимания), Северо-Восточная Азия и Австралия, были довольно позднее, по сравнению с другими индустриями, открытие для рынка сектора медиа-индустрии (до того был защищен государством и функционировал в виде, скажем, государственного или общественного телерадиовещания) и создание дуальной модели основных национальных и региональных систем СМК (британской, американской, латиноамериканской, восточноазиатской, австралийской и др.). Бурный рост НСМК породил новые, до сих пор неизвестные ситуации в различных сферах национальных и международных интересов: индустрии, экономике, финансах, политике, культуре, праве, международных отношениях.

Формирование и дальнейшее развитие дуальной модели телерадиовещания в 1980-90 гг. обусловили такие определяющие для рыночной экономики процессы, как коммерциализация, либерализация, приватизация и интернационализация, что даёт основания делать акцент не только на регулятивной, но и на конституирующей роли государства в коммуникационной политике каждой отдельной страны, а также благодаря международным институтам - в политике отдельных регионов мира. Именно государство, олицетворенное в его законодательных и исполнительных ветвях власти, через существенные изменения в законодательстве и подзаконных актах, регулирующих массово-коммуникационной отрасли в каждой отдельной стране, а также предоставляя статус наибольшего содействия этой политике через структуры исполнительной власти, сделала безудержное развитие этих процессов, среди которых процесс коммерциализации занимает лидирующие позиции.

Это приводит к возникновению гигантских медиа-корпораций, деятельность которых довольно быстро становится транснациональной, принося огромные сверхприбыли их владельцам. Процесс конгломераций СМИ с компьютерными мультимедиа и телекоммуникационными компаниями способствует интернационализации производства и возникновению транснациональных мультимедиа-корпораций - «мультимедиа-империй». Стратегия диверсификации мультимедиа-ТНК через сделки слияния, приобретение, создание стратегических альянсов с международными, междугородними и локальными телефонными компаниями, спутниковыми, кабельными и телерадиовещательными системами и компьютерными фирмами существенно расширяет глобальные стратегии мультимедиа-империй и расценивается их владельцами как пропуск в XXI век, который, по свидетельствам футурологов, начнётся под знаком дальнейшего господства компьютерных мультимедиа и информационных магистралей. С другой стороны, признаком реалий экономического и финансового настоящего наиболее индустриально развитых стран мира является образование новых конгломератов, в которых медиа-бизнес становится непременной частью структуры этих ТНК (транснациональных компаний).

Мультимедийные ТНК стали играть особо важную роль в общем процессе транснационализации: НСМК непосредственно через рекламу или косвенно (через все формы медиа) обращают внимание на любые товары в общем и на медиа-продукты в частности; НСМК становятся выгодными с точки зрения затрат и легкими с точки зрения пересечения границ.

Концентрация в других индустриях может привести к росту влияния на рынки производства и спроса, олигархического установления цен и внедрение в практику торговых ограничений. Спецификой медиа-индустрии является то, что концентрация в ней может привести к изменениям идеалов, ценностей, политики и даже национального характера.

Мультимедиа-империи включают в себя огромную сконцентрированную экономическую, финансовую и, наконец, - политическую власть, которая сосредоточена в руках их владельцев, таких, как Руперт Мердок, Сильвио Берлускони, Билл Гейтс, Тед Тернер, Эмилио Аскаррага Милмо, Роберто Марино и других. Анализ различных структур мультимедиа-империй, особенностей их систем управления капиталом и стратегиями, выявление роли их владельцев в создании, развитии этих империй определяют не только реальные параметры экономической власти и личного влияния медиа-магнатов на политику (феномен Берлускони), культуру стран и регионов мира, а в контексте дилеммы «глобальное - индивидуальное» позволяют ставить вопрос о масштабах социальных последствий деятельности отдельной личности в мировом, региональном и национальном измерениях, что может привести к глобальным изменениям.

Особенно актуальным становится наблюдение и определение основных составляющих социально-политической власти различных видов медиа (прежде всего - телевидения, которое играет ключевую роль в политической коммуникации, а также Интернета) в парадигме сложных многоаспектных взаимосвязей транснациональных мультимедиа-корпораций и институтов политической власти (и их политических элит) различных уровней. Стратегия и тактика их дискурсов приобретает особое значение в контексте общетеоретического рассмотрения проблемы международного потока информации, как одного из подходов к изучению международных отношений.

В контексте различных воздействий международного потока информации особенно важную роль играют три глобальных агентства новостей: Reuters (Великобритания), Agence France Press (Франция) и Associated Press (США), как мощные средства глобального политического дискурса, среди которых Reuters - крупнейшее в мире. Общей для них всех является тенденция к расширению их профиля: с 70-х годов они постепенно стали глобальными агентствами по финансовой, исторической, торговой и другой информации. Непрерывное обслуживание всех рынков в мире - стало главной функцией ведущих международных агентств. Поскольку телевидение имеет наибольшее влияние из всех медиа, то центральной является роль международных телевизионных агентств. Именно они играют решающую роль в международном телевизионном потоке новостей, но эта реальность часто игнорируется, и внимание исследователей сосредотачивается на производстве новостей на других уровнях - локальном, национальном, региональном. Определяющим является то, что львиная доля международной информации и обменов международными новостями поставляется именно несколькими глобальными телевизионными агентствами новостей, что порождает неслыханную концентрацию в сфере провайдеров международных телевизионных новостей.

Поскольку основным продуктом, который производят и поставляют глобальные агентства (и далее - все разновидности телевидения) являются новости, это диктует необходимость сосредоточиться на них, как на феномене и как на ведущем жанре политического дискурса. Новостные жанры испытывают всё больше трансформаций, которые проявляются в жанрово-стилистических изменениях: основной становится тенденция к «размыванию границ» между информативной и развлекательной функциями НСМК. Это обусловлено их маркетизацией, воплощенной в таких новых гибридах новостных жанров, как «инфотейнмент» (infotainment), «докудрама», «псевдособытия», «символические события» и другие. Новейшей тенденцией в трансформации политического дискурса, который за своим общественным статусом доминирует в системе дискурсивной коммуникации, является освоение политическими лидерами новых дискурсов информационных технологий и инкорпорирования в свои политические лозунги ключевых понятий информационных технологий.

Глобальные трансформации систем массовой коммуникации сделали возможным возникновение и развитие таких новейших явлений в области международных отношений, как медиа-дипломатия и виртуальная дипломатия, которые становятся всё более ощутимыми факторами влияния на принятие и внедрение решений в этой области. Целью медиа и виртуальной дипломатии является обеспечение общественной поддержки соответствующих политических акций, содействие будущим визитам, переговорам или позитивное восприятие результатов саммита или конференции. По-разному может сложиться ситуация, но, несомненно, то, что медиа и виртуальная дипломатия - новые и весьма влиятельные факторы, с которыми не может не считаться любой серьезный политик.

Растущая роль НСМК способствует тому, что они становятся самостоятельным фактором в международных отношениях. НСМК развиваются и действуют по своим собственным законам, которые приобретают сейчас глобальный характер. Не исключена возможность того, что глобальные медиа-конгломераты будут способствовать тем или иным внешнеполитическим решением лишь тогда, когда последние будут совпадать с интересами этих конгломератов. А может быть и такое, что медиа в определённой степени будут определять развитие тех или иных внешнеполитических событий. Социально-политические последствия растущей власти медиа, олицетворенной в мультимедиа-империях, способствуют порождению в конце XX века новых феноменов - «медиализма» («medialism») и «медиатизации» (нем. «mediatisierung»).

Под этим углом зрения функционирование глобального спутникового телевидения, CNN (США) и Sky News (Великобритания), повлияло на теорию и практику международных отношений. Глобальное спутниковое телевидение является как новым источником данных, так и инструментом дипломатии. Оно используется в новой для телевидения функции носителей дипломатических посланий, что ускорило скорость доставки некоторых типов информации, и меняет рутинную практику отбора и анализа информации внутри внешнеполитических ведомств хотя бы потому, что у них теперь обязательный мониторинг новостей CNN и Sky News; а также предоставляет политикам высокого ранга новой формы дипломатического дискурса, часто рассчитанной на мгновенную реакцию реципиентов. Одновременно с этим, в дипломатических кругах превалирует мнение, что глобальное спутниковое телевидение может влиять, но не определять внешнюю политику каждой страны и состояние мировых отношений в целом.

Рассматриваемая в исторической ретроспективе и перспективе многогранная роль международных правительственных и неправительственных организаций по регулированию и гармонизации международных отношений в области массовой коммуникации, и на мировом уровне (ООН, ЮНЕСКО), и в пределах европейского региона (ЕС, Совет Европы, Европейский телерадиовещательный союз и др.), что нашла свое олицетворение в характере принятых ими соглашений, решений, директив, рекомендаций и степени их действенности, позволяет выделить общую новую тенденцию (конец 1980 - 90-е гг.): усиление внимания к решению сугубо технологических, практических проблем, возникающих в связи с бурными технико-информационными изменениями, и уход от осмысления и решения общих концептуально-социальных, политических и культурных коллизий, а также конфликтов (несбалансированность направлений и силы информационных потоков между Югом и Севером, Востоком и Западом, периферией и центром; информационное неравноправие, деление стран и целых регионов на «информационно бедных» и «информационно богатых», олигархическое доминирование мультимедиа-империй с их основным продуктом - массовой культурой и разрушение аутентичных культур народов, отчуждение права на коммуникацию, угроза экологии культуры в целом и т.п.), которые возникают и ещё будут возникать перед мировым сообществом во время движения к информационной эре.

Состояние и тенденции развития системы массовой коммуникации в Украине в целом отражают общую кризисную ситуацию в государстве, в аспекте глобальных трансформаций систем массовой коммуникации приводит к обострённым, а порой – к непредсказуемых формам её проявления. Переход от гегемонизма государственного телевидения, как национальной системы, к дуальной модели идёт не путем создания общественного и коммерческого телевидения (как в Западной Европе, Канаде, Японии, Австралии), а сосуществованием государственного и негосударственного (т.е. коммерческого) телевидения, что, несмотря на элементы коммерциализации и либерализации, сдерживает развитие гражданского общества в Украине, одновременно усиливая влияние исполнительной ветви власти на национальное телерадиовещание.

Законодательное поле в массово-коммуникационной сфере в основном сформировано и отвечает требованиям европейского законодательства в этой области, но отсутствие механизмов реализации законов и указов приводит к нарушениям законов и, как следствие, тормозит продвижение украинских СМК к созданию высококачественных по культурным и профессиональным уровням, беспристрастных политических программ, которые и отражали, и формировали вкусы, идеалы, ценности, социальные модели нового украинского общества на пути к демократии. Отсутствие четко артикулированных, известных и понятных каждому гражданину Украины национальных приоритетов сказывается, в частности, и на украинском массово-коммуникационной ландшафте. Это приводит к ускоренным процессам коммерциализации, быстрого и безоговорочного проникновения глобальных рекламных и информационных агентств в информационное пространство Украины; культурного доминирования (в первую очередь - американской массовой культуры и традиционно сильное влияние массово-коммуникационного поля России), что значительно усложняет процессы формирования и развития украинской аутентичной культуры и языка, национального сознания, духовности, моральных и этических ценностей. Все эти процессы находят, в частности, воплощение в политической коммуникации украинских СМК.

Несмотря на все сложности переходного периода и кризисное состояние в Украине, в последнее десятилетие XX века она как политический актёр вошла в Европу и международное сообщество в новом статусе - статусе независимого и суверенного государства. Это требует от неё усилий для создания своего положительного имиджа в мире, в чём национальные СМК играют большую роль. Именно они могут рассказать мировому сообществу о демократических преобразованиях в Украине, на них возлагается задача объективного освещения событий в государстве, её репрезентации как своеобразной, богатой историческими и культурными ценностями страны с огромным природным и духовным потенциалом. В задачи национальных СМК входит также и «стратегия быстрого реагирования» на негативные материалы об Украине в мировых СМИ. Для того чтобы образ Украины представал неискаженным и вместе с тем, чтобы граждане Украины воспринимали мир не только через фильтры зарубежных информационных служб, необходимо расширение сети зарубежных корреспондентских пунктов, особенно - установка спутникового телевещания, как это уже сделала Россия.

МИД Украины для внедрения внешней политики Украины наряду с использованием традиционных методов дипломатии следует творчески подходить к таким новым формам дипломатии, как медиа-дипломатия и виртуальная дипломатия. Это требует создания соответствующих информационных сетей, предоставление нового коммуникационного образования работникам дипломатического корпуса Украины, изучение опыта ведущих стран мира в этой области (США, Великобритании) и просмотра под этим углом зрения деятельности информационной и аналитической служб МИД, подготовки молодых специалистов по международным отношениям. Ставка должна быть сделана на сотрудничество не только с правительствами, но и с международными НПО благодаря внедрению высокоскоростной интерактивной диджитальной информационной сети для многоязычной коммуникации со всем миром, используя аудио-, видео- и печатную коммуникацию, также коммуникацию данных. Медиа- и виртуальная дипломатии должны осознаваться политическими лидерами Украины не просто как паблик рилейшнз, а как политическая и экономическая необходимость устойчивого развития нашего государства на пороге информационной эры и третьего тысячелетия.



| Просмотров: 3248 | Комментариев: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |

| Теги новости: Коммуникация, Sky News, взаимоотношения, развитие, массы, НСМК, CNN, ТНК, СМК, PR |
Смотрите также:
Похожие новости:
Комментировать новость 'Глобальное развитие систем массовой коммуникации и международные взаимоотношения' могут только зарегистрированные посетители.
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Теорія масової комунікації
Різун В.В.
Теорія масової комунікації

Основы теории коммуникации: Учебник
Василик М.А.
Основы теории коммуникации: Учебник

Журналистика (Учебник)
Ворошилов В.В.
Журналистика (Учебник)

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста