Архив учебных материалов  Курсовые работы

Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Тип: Курсовая

Формат: Microsoft Word

Язык: Русский

Размер файла: 30,7 KB





План


Введение
1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
     1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка
     1.2. Структурная организация очерка
     1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
     2.1. Типы речи
     2.2. Языковые средства выразительности
     2.3. Синтаксис
Заключение
Список литературы
Приложения



     ... Очерк – наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся:
1 стиль;
2 язык;
3 подбор образов, сравнений и эпитетов;
4 композиция и т.д. ...



     ... Портретный очерк. Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример — портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.
     Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно характерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже информационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, предметом отображения в которой является человек, нежели очерк. ...



     ... Художественный анализ качеств героя может приводить автора-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессионального, экономического или какого-то иного анализа. ...



     ... Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.
     К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действительности читателем. «Природа художественной выразительности, – отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предполагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фактами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и социально-негативных связей, но и использование документальных данных в особой художественной интерпретации. Последняя предполагает стремление и способность автора поставить документальные фрагменты в такой контекст их авторского восприятия, в котором эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл»
     Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач. ...


Список литературы



1. Горький M. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. Т. 30. С. 145.
2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. - Минск, 1972.
3. Уроки Аграновского. - М., 1976.
4. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969.
5. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. - М., 1983.
6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.
7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977.
8. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: Автореф. докт. дис. - Киев, 1989.
9. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.
10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. - Л.,1973
11. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М., 1975.
12. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.
13. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.
14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - М. 1998.
15. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства выразительного письма). - Красноярск, 1987.
16. Климонтович Н. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб.
17. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр.
18. Экштейн А. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня.
19. Ким M.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. - СПб., 1999.
20. Лернер Л. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
21. Трохин А. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
22. Виноградов И. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.


 Скачиваем бесплатно! Краткие рекомендации.


| Просмотров: 5011 | Комментариев: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |

| Теги новости: жанр, очерк, Курсовая работа |
Смотрите также:
Похожие новости:
Комментировать новость 'Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"' могут только зарегистрированные посетители.
Гость пишет:
08.01.2011, 17:02
 1

Отлично! wink
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Основи радіожурналістики (Підручник)
Лизанчук В.В.
Основи радіожурналістики (Підручник)

Основи журналістики у відповідях та заувагах
Різун В.В.
Основи журналістики у відповідях та заувагах

Профессиональная этика журналиста
Авраамов Д.С.
Профессиональная этика журналиста

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста