Архив учебных материалов  Курсовые работы

Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Тип: Курсовая

Формат: Microsoft Word

Язык: Русский

Размер файла: 30,7 KB





План


Введение
1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
     1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка
     1.2. Структурная организация очерка
     1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
     2.1. Типы речи
     2.2. Языковые средства выразительности
     2.3. Синтаксис
Заключение
Список литературы
Приложения



     ... Очерк – наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся:
1 стиль;
2 язык;
3 подбор образов, сравнений и эпитетов;
4 композиция и т.д. ...



     ... Портретный очерк. Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример — портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто.
     Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно характерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже информационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, предметом отображения в которой является человек, нежели очерк. ...



     ... Художественный анализ качеств героя может приводить автора-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессионального, экономического или какого-то иного анализа. ...



     ... Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.
     К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действительности читателем. «Природа художественной выразительности, – отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предполагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фактами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и социально-негативных связей, но и использование документальных данных в особой художественной интерпретации. Последняя предполагает стремление и способность автора поставить документальные фрагменты в такой контекст их авторского восприятия, в котором эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл»
     Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач. ...


Список литературы



1. Горький M. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. Т. 30. С. 145.
2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. - Минск, 1972.
3. Уроки Аграновского. - М., 1976.
4. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969.
5. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. - М., 1983.
6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976.
7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977.
8. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: Автореф. докт. дис. - Киев, 1989.
9. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000.
10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. - Л.,1973
11. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М., 1975.
12. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.
13. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.
14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - М. 1998.
15. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства выразительного письма). - Красноярск, 1987.
16. Климонтович Н. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб.
17. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр.
18. Экштейн А. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня.
19. Ким M.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. - СПб., 1999.
20. Лернер Л. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
21. Трохин А. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
22. Виноградов И. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.


 Скачиваем бесплатно! Краткие рекомендации.


| Просмотров: 5076 | Комментариев: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |

| Теги новости: жанр, очерк, Курсовая работа |
Смотрите также:
Похожие новости:
Комментировать новость 'Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"' могут только зарегистрированные посетители.
Гость пишет:
08.01.2011, 17:02
 1

Отлично! wink
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Журналистика (Учебник)
Ворошилов В.В.
Журналистика (Учебник)

Історія видавничої справи (Підручник)
Тимошик М.С.
Історія видавничої справи (Підручник)

Теорія масової комунікації
Різун В.В.
Теорія масової комунікації

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста