Тип: Курсовая Формат: Microsoft Word Язык: Русский Размер файла: 30,7 KB
План
Введение 1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка 1.2. Структурная организация очерка 1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика 2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 2.1. Типы речи 2.2. Языковые средства выразительности 2.3. Синтаксис Заключение Список литературы Приложения
... Очерк – наиболее характерный для публицистики жанр, построен по законам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к художественным жанрам. Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: 1 стиль; 2 язык; 3 подбор образов, сравнений и эпитетов; 4 композиция и т.д. ...
... Портретный очерк. Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример — портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно характерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже информационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, предметом отображения в которой является человек, нежели очерк. ...
... Художественный анализ качеств героя может приводить автора-художника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции политических, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и автор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность выявить глубинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с задачами политического, делового, профессионального, экономического или какого-то иного анализа. ...
... Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики. К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мостиков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусочек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, закладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действительности читателем. «Природа художественной выразительности, – отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфического эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в комплекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предполагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фактами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и социально-негативных связей, но и использование документальных данных в особой художественной интерпретации. Последняя предполагает стремление и способность автора поставить документальные фрагменты в такой контекст их авторского восприятия, в котором эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач. ...
Список литературы
1. Горький M. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. Т. 30. С. 145. 2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. - Минск, 1972. 3. Уроки Аграновского. - М., 1976. 4. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969. 5. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете. - М., 1983. 6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. - М., 1976. 7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Проблемы советского очерка». - М., 1977. 8. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: Автореф. докт. дис. - Киев, 1989. 9. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000. 10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. - Л.,1973 11. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. - М., 1975. 12. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб., 1995. 13. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977. 14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. - М. 1998. 15. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства выразительного письма). - Красноярск, 1987. 16. Климонтович Н. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб. 17. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр. 18. Экштейн А. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня. 19. Ким M.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. - СПб., 1999. 20. Лернер Л. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая. 21. Трохин А. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая. 22. Виноградов И. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.
|