Это пособие предназначено прежде всего для студентов факультетов, отделений журналистики, избравших своей специализацией газетный дизайн и приступающих к освоению его азов. Однако, выразим надежду, некоторые аспекты рассматриваемых в пособии тем могут оказаться полезными для углубления приобретенных ранее знаний и совершенствования навыков.
Каждый раздел не только познакомит вас с основными понятиями газетного дизайна, но и даст определенные сведения о его современных тенденциях. Приведенный список литературы позволит вам самостоятельно изучить тс вопросы, которые покажутся освещенными недостаточно полно. В этом списке указаны книги, давно ставшие своего рода классическими по технике и оформлению газеты. Естественно, они основывались на прежней, традиционной технологии подготовки и выпуска газет, но принципиальные, фундаментальные методы и приемы графического оформления сохранили свою актуальность. Список содержит и перечень (конечно, далеко не полный) публикаций последних лет, где рассматривается компьютерная технология и ее влияние на газетный дизайн.
В некоторых изданиях можно и не встретить слово «дизайн», в более поздних этот термин появляется, но все равно иногда используется как бы неохотно, с оговорками, если речь идет об оформлении газеты. На то были свои причины. Детальное исследование проблемы сделал, например, известный практик и теоретик в области газетного дизайна Игорь Табашников.
Возьмем на вооружение лишь вывод подобных теоретических исследований: да, газета является объектом дизайна.
Композиционно-графическое моделирование газеты имеет точно такую же цель, как и дизайн любого другого объекта: добиться единства внутренней и внешней формы, то есть соединения функциональных и эстетических качеств.
Чем занимается оформитель газеты? Да ничем иным, как конструированием целого из частей. Части - это тексты, иллюстрации, вспомогательные графические элементы.
Целое - газетная полоса, газетный номер.
Может быть, особенно убедительным этот процесс стал как раз с появлением компьютерных программ верстки.
«Компьютер является очень удобным средством для моделирования - начиная с простейших графико-геометрических построений на плоскости до трехмерных очень сложных объектов, - делится своими впечатлениями художник-график Борис Будинас. - Работая в какой-нибудь графической программе, вы имеете дело с набором «виртуальных» инструментов, функции которых аналогичны функциям их прототипов - реальных инструментов типа карандаш, циркуль. Однако виртуальные инструменты позволяют вам строить (конструировать) ваше изображение как бы из готовых объектов -например, одного щелчка компьютерной мыши достаточно для дублирования вашего изображения. Даже инструмент «карандаш» приобретает конструктивные особенности, настоящему карандашу не свойственные: на экране вы можете наблюдать промежуточные положения линии, не фиксируя ее, а сама линия рисуется мгновенно, она как бы уже заранее готова».
Компьютерные издательские программы постоянно совершенствуются и тем самым дают дизайнерам возможность проводить смелые эксперименты. На наших глазах идет стремительный и плодотворный процесс поиска новых форм, нового стиля. Что-то останется на уровне эксперимента, что-то войдет в газетную практику. Попробуйте начать создавать свой банк данных о развитии современного газетного дизайна. Анализируйте самые разные газеты, журналы, собирайте образцы оформления текстов, заголовков, целых газетных страницы, номеров - как те, которые вам понравятся, так и те, что покажутся нелепыми. Пройдет время, и вы увидите, насколько верны были ваши оценки. Сам же процесс сбора образцов станет своеобразной школой изучения дизайнерского опыта.