Словарь журналиста

Термины журналистики: основные понятия и определения.

Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.


А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«А»

Автор- 1. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п.

2. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ЗРФ «Об авторском праве и смежных правах»).

3. Не состоящий в штате редакции СМИ, не имеющий статуса внештатного корреспондента, эксперт, специалист, лидер, руководитель, гражданин, который однократно или периодически готовит материалы для опубликования. Нередко это делается по специальному заказу редакции. Во многих периодических изданиях, например, существует свой «авторский актив», т. е. группа людей, постоянно пишущих в газету.
Авторитарная теория печати- согласно этой теории, функции и деятельность прессы контролируются правительством. Средства коммуникации должны поддерживать правительство, находящееся у власти, и помогать ему достичь поставленных целей. В качестве методов обеспечения благоприятной трактовки правительственной политики употреблялись: выдача специальных «разрешений» или, как их называли, «патентов», позволяющих избранным лицам заняться «искусством и таинством» печатного дела; лицензирование отдельных видов печати; цензура; судебные преследования за нарушение общепринятых или установленных правовых норм, в частности, за государственную измену, призывы к мятежу, распространение клеветнических слухов в подрывных целях, антиправительственную агитацию. Косвенные методы контроля над прессой: зачисление правительством на денежное содержание отдельных журналистов, выплаты газетам с секретных счетов, взимание специальных налогов, призванных урезать тиражи и доходы печатных изданий, не лояльных правительству (Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., Вагриус, 1998.)
Авторские произведения и письма- материалы, подготовленные не работающими в штате редакции лицами (специалисты, руководители, эксперты и т.д.), письма читателей, слушателей, зрителей. ЗРФ «О средствах массовой информации» так регламентирует работу с ними: «Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения. Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом» (ЗРФ «О СМИ»).
Авторский лист- единица измерения объема текстового материала, равная 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все буквы, цифры, знаки препинания, пробелы между словами, окончания неполных строк.
Авторское право- совокупность норм, регулирующих создание и использование произведений литературы, науки, искусства; принадлежащее автору (или его правопреемнику) право в отношении конкретного произведения. Объектами авторско-правовой охраны являются: литературные произведения (к их числу относятся и программы для ЭВМ), драматические, музыкальные, хореографические, живописные, скульптурные, дизайнерские и многие другие произведения. Не охраняются ( в соответствии с ЗРФ «Об авторском праве и смежных правах») официальные документы (законы, судебные решения); государственные символы, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (Основы права. Учебное пособие для факультетов и отделений журналистики. М., Правовое просвещение, 1999.)
Агитация- (от лат. agitatio – приведение в движение, побуждение к чему-либо). Устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы. Средства массовой информации могут выступать инструментом агитации.
Аккредитация- (от лат. accredere – доверять)

1. Назначение кого-либо представителем средства массовой информации при органе власти, общественной организации, мероприятии.

2. По Закону РФ «О СМИ» «редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.
Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
Журналист может быть лишён аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
Аккредитация собственных корреспондентов редакции средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи» (ЗРФ «О СМИ»).
Аналитические жанры- в отличие от информационных жанров, где тексты содержат ответы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда?», в аналитических жанрах добавляются ответы на вопрос «Почему?», таким образом, в них содержится анализ, обобщения, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов. К газетным аналитическим жанрам по версии А. А. Тертычного относятся: отчет, корреспонденция, интервью, опрос, статья, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз. На телевидении (Р. А. Борецкий, В. Л. Цвик): комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, корреспонденция.
Аудитория средств массовой информации- неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ (Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.). Cовокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации, отдельный журналист в своем произведении, и которые воспринимают обращенную к ним информацию. Аудитория конкретного средства массовой информации, постоянно обращающаяся к его материалам – это реальная аудитория. Та часть людей, которая еще не входит в реальную аудиторию, но может это сделать в результате соответствующих мер журналистского коллектива – потенциальная аудитория. Те, на кого специально рассчитано СМИ и кого оно стремится вовлечь в круг своих читателей, слушателей, зрителей – расчетная или целевая аудитория (Социология журналистики. Под ред. Е. П. Прохорова. М., 1981.)
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Історія української журналістики XIX століття
Михайлин І.Л.
Історія української журналістики XIX століття

Профессиональная этика журналиста
Авраамов Д.С.
Профессиональная этика журналиста

Основы теории коммуникации: Учебник
Василик М.А.
Основы теории коммуникации: Учебник

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста