Статьи  История журналистики

Как стать журналистом. Трактат для честолюбивых - Кузнецов В.

Сама по себе журналистика – занятие малоаппетитное. Ее издавна называют «второй древнейшей профессией», подразумевая первой проституцию и имея в виду, что вторая недалеко ушла.

Тем не менее, это – сильнейший рычаг воздействия на общество, неплохое средство улучшить свое положение и абсолютно безотказный способ превращения любого малохольного недоумка в народного любимца – включая соискателя.

В сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Крошка Цахес» отвратительный карлик, по волшебству феи, вызывает всеобщее восхищение, вследствие чего делает молниеносную карьеру и становится министром. Фея, в данном случае – журналистика, хотя, возможно Гофман и не имел ее в виду. Но сказка – точная аллегория влияния СМИ на общество.

Кстати, «Цахес» написан Гофманом в 1819 году в Германии, а через год в Париже появился молодой либеральный журналист, Адольф Тьер, прозванный впоследствии «кровавым карликом». Он известен тем, что после Июльской революции (1830) был сторонником монархии, во времена Второй империи (1852) - республиканцем, а в 1871 году разгромил Парижскую коммуну, и стал президентом Франции. И это – не сказка, а подлинная история про крошку Цахеса.

Тьер – не исключение, Маркс, Энгельс, Ленин, Муссолини и многие другие политики вышли из газетчиков. В XX веке эта тенденция усилилась, а в наши дни приобрела характер эпидемии: все разом вспомнили, что газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор (Ленин еще не знал о возможностях радио и ТВ). С этого трамплина легко можно попасть в Думу, правительство – на худой конец, в горсовет. Кого на что хватит.

Однако путь журналиста тернист, малейшая ошибка, может стать миной замедленного действия и со временем разнести в клочья любого претендента.

Настоящий трактат имеет целью ознакомить соискателя с историей, сущностью предмета и предостеречь от опасностей, скрывающихся за его фасадом. Преимущество трактата, в отличие от университетского курса, состоит в краткости, а также в том, что он учитывает жестокие реалии профессии, о которых академическая журналистика предпочитает не распространяться.

ИТАК…

В конце XIX – начале XX в. в. археологи раскопали в Италии одну из первых в мире газет. Она датировалась примерно 60 г. н. э., называлась «Acta diurna urbis» и содержала то же, что и сегодняшняя пресса: кадровые назначения чиновников, криминальную хронику и – о погоде. Газета представляла собой доску, покрытую гипсом с нанесенным текстом. По заказу с нее делались копии персонально - подписчиков в Древнем Риме было немного.

Тацит и Светоний пользовались в своих исторических трудах материалом из газет, благодаря которым мы теперь знаем не только нюансы быта римлян - но даже тексты выступлений лидеров тогдашних партий в Сенате.

Однако в 400-х годах Рим, погрязший в роскоши и изнеженности нравов, стал подвергаться набегам полудиких германских племен - готов и вандалов, в итоге разрушивших великолепную тысячелетнюю империю. С римской культурой исчезли и первые газеты – готам и вандалам они были ни к чему.

Со временем полудикие германцы превратились в благонамеренных бюргеров и, занявшись торговлей, реанимировали прессу, приспособив ее с немецкой обстоятельностью к своим нуждам. Газеты появились у них в начале XVII века, примерно в одно время с первыми торговыми биржами. Gazzetta – мелкая монета, которую платили издателю за публикацию информации о торговых операциях, что стало прообразом современной рекламы. Такая традиция заложена в основу любого периодического издания.

Недовольство читателя засильем рекламы в СМИ проистекает от незнания этой традиции. Он понятия не имеет, что реклама – показатель благополучия издания. Все остальное – «наполнитель», включая самые актуальные публикации. «Наполнитель» предназначен для массового читателя, как наживка для пескаря. Клюнув на наживку, он машинально проглотит рекламу. Что от него и требуется.

О других, взрывных возможностях торгово – рекламной периодики догадались не сразу. А когда догадались… В 1779 году французская Академия наук отвергла тысячестраничный труд под названием «Открытия об огне, электричестве и свете», написанный бесзвестным домашним лекарем графа Д`Артуа. Обиженный отказом, тихий графоман превратился в ярого обличителя режима и стал издавать газету «Друг народа».

Но если со своими «Открытиями» он пролетел, как фанера над Парижем, то с газетой попал в самую точку – во Франции назревал политический кризис. В 1792 году случилась Великая Французская революция, а никому не известный лекарь стал членом Конвента и идейным вдохновителем государственного террора. Звали его Жан – Поль Марат.

Впрочем, догадки о губительном воздействии печатного слова на неокрепшие умы существовали задолго до упомянутых событий. Сформулировали их церковники – самый продвинутый в этом смысле народ. В 1471 году папой Сикстом IV была изобретена цензура, а ко времени появления первых газет она уже существовала в нескольких видах: светская, духовная, предварительная и карательная.

Вначале, по причине малого количества СМИ цензура осуществлялась централизованно, в России, например, в роли цензоров выступали монархи. Ими были наработаны первые приемы коррекции СМИ. Классический пример - Н. И. Новиков (1744 – 1818), создавший в России среднюю читающую публику. Он имел неосторожность взяться за издание сатирических журналов, в которых изобличал взяточничество, злоупотребления и даже отдельные недостатки Екатерины II. Поэтому за вольнодумство и связь с масонами был заключен в Шлиссельбург, откуда вышел через несколько лет совершенно измученным и неспособным к дальнейшей журналистской деятельности.

Когда количество изданий в России возросло, цензура перешла в компетенцию министерства внутренних дел. Это обстоятельство необъяснимым образом присутствует в генетической памяти всех последующих поколений сотрудников МВД, что при желании можно подтвердить простым экспериментом. Подойдите к любому рядовому сотруднику правоохранительных органов, стоящему на посту, наведите видеокамеру – и он закроет ее рукой, даже если первый день на службе и никогда в жизни не слышал слова «цензура». Откуда это у него по вашему? То – то и оно…

Впрочем, запрет на съемку или обыск в редакции - самые безобидные виды цензуры. Бернард Шоу заметил, что крайняя форма цензуры есть убийство. Покушение на журналиста обычно не раскрывается, изредка находят исполнителя, и суд ограничивается его наказанием. Такая практика даже неискушенного обывателя наводит на мысль о недосягаемости для правосудия заказчика убийства. Ежу понятно, что это возможно только в случае, если заказчик – государственная структура. Структуру не посадишь…

Селекция журналистского корпуса, как правовая, так и с применением методов внесудебной расправы, велась в нашем отечестве во все времена, что позволило создать, в конце концов, национальную журналистику, принципиально отличную от зарубежной.

В итоге российская журналистика подразделяется на придворную, дворовую и холопскую. Эта градация проста, удобна в обращении, годится и метрополии, и регионам. Она оставляет возможности для роста, но - в определенном направлении, позволяя компетентным учреждениям оперативно отслеживать издания, выделяющиеся из системы. И принимать к ним надлежащие меры.

В свою очередь журналисты, применяясь к условиям, проявляют чудеса мимикрии, чтобы сохранить свое социальное предназначение. И лучше всего это удается не столько университетским профессионалам из столицы, сколько самородкам из глубинки.

«Московский листок» был основан в 1881 году, Н. И. Пастуховым, мещанином из Гжатска, работавшим поверенным по винным откупам. Он бросил торговлю ради скудного репортерского хлеба в столице, но заложенный свыше дар позволил ему создать одно из самых популярных изданий в Москве. Главный газетный принцип Пастухов отлил в чеканный императив, адресованный сотрудникам:

- Разнюхай там, о чем молчат.

Московский губернатор В. А. Долгоруков спросил однажды у него, как идет газета:

- Слава богу, ваше сиятельство, кормимся, - простодушно ответил газетный миллионер.

И это был еще один журналистский принцип, сформулированный бывшим откупщиком.

Н. И. Пастухов один из первых открыл секрет популярности криминального чтива в периодике, публикуя из номера в номер документальный детектив про атамана Чуркина. И хотя интеллектуалы морщились, пренебрежительно именуя газету «Кабацким листком» - ее лубочный, раешный язык знали и в трактирах, и в министерских кабинетах. Редактора за скандальные публикации то и дело вызывали в цензурный комитет и даже к министру.

Но, принимая удары, Пастухов никогда не сдавал репортеров – это тоже был его принцип. Ныне изо всех пастуховских принципов, в ходу остался, похоже, один - единственный:

- Слава богу, кормимся.

Для власть имущих СМИ – это перманентная головная боль. Власть не в состоянии прогнозировать ее реакцию на возникающие социальные коллизии. Отсюда – априорное недоверие к журналистике.

Известный российский политик, К. П. Победоносцев так сформулировал свое отношение к печати в выступлении на Государственном совете 8 марта 1881 года: «Печать – это самая ужасная говорильня, которая во все концы необъятной русской земли на тысячи, десятки тысяч верст разносит хулу и порицание на власть, посевает между людьми мирными и честными семена раздора и неудовольствия, разжигает страсти, побуждает народ к самым вопиющим беззакониям».

Это определение печати универсально – безотносительно к форме правления, стране и национальности. Томас Маколей (1800 – 1859), английский политик, автор «Истории Англии», повествуя о журналистике XVIII века, обнаруживает на первый взгляд реликтовую, но абсолютно ту же, узнаваемую схему отношений власти и СМИ:

«Конечно, печатание газет не было запрещено никаким законом. Но в конце правления Карла II судьи считали преступлением против общего права всякую публикацию политических сведений без разрешения короля… Если автор решился напечатать свое произведение и не может получить разрешение цензора, он должен прибегнуть к услугам нищих и отчаянных отщепенцев, вынужденных каждую неделю менять свои имена и внешность, пряча бумагу и станки в притонах порока. Он должен подкупать этих несчастных, чтобы они хранили его тайны, подвергаясь риску, что им высекут спины и отрежут уши вместо него…».

Голубая мечта власть имущих - иметь абсолютно подконтрольные СМИ. Только чтобы ни одна собака не догадалась: лояльность должна выглядеть натурально, то-есть бескорыстною.

У германского канцлера Отто Бисмарка был секретный «фонд для пресмыкающихся», из которого он поощрял послушных газетчиков – но об этом узнали только после его смерти.

В 1916 году Енисейский губернатор Я. Г. Гололобов предлагал Иркутскому генерал – губернатору совместно финансировать издание, способное противостоять оппозиционной прессе. Гололобов в прошлом был редактором и знал, что может сотворить с голодным оппозиционным коллегой прикормленный газетчик. Но он не успел - наступил 1917 год…

Голубая мечта СМИ - чтобы их имели власть имущие. За хорошие деньги и при полной конфиденциальности. Нынешние разборки с акционированием газет, телеканалов, переходом видных журналистов из одного СМИ в другое – это видимые нам осколки разбитой голубой мечты. Значит, не договорились. Чаще, однако, договариваются, о чем никому, понятное дело, не докладывают. Впрочем, это секрет Полишинеля: стоит вникнуть в содержание издания – и становится ясно, кто, кого и за сколько имеет.

Когда в конце XIX века были преданы гласности названия популярных парижских газет, состоявших на содержании у банков – общественность подняла международный скандал. Парижане, конечно, догадывались, что некоторые газетчики продажны, но продаваться оптом, целыми редакционными коллективами – это было для них неприятным открытием. Наивные люди, эти французы…

Номинально СМИ являются социальным институтом общества, вектор движения которого определяется имеющейся на данный момент властью. И журналисты экстраполируют на общество не только ее доктрины, но и ее интеллект, ментальность, создавая некую искусственную связь власти и общества, которая со временем начинает восприниматься как естественная.

Французские философы Жиль Делез и Феликс Гваттари в одной из своих совместных работ так характеризуют овеществление подобной связи: «Денежные потоки являют собой совершенные шизофренические реальности, но они существуют и функционируют… Язык банкира, генерала, промышленника, чиновника является совершенной шизофренией, но статистически он работает…».

Новояз государственных чиновников, состоящий из абракадабры, замешанной на тавтологии, преодолевая подсознательное сопротивление, внедряется в сознание зрителя-слушателя-читателя и стараниями журналистов обретает смысл и значение. Подтверждением актуальности этого процесса служит обязательная должность спичрайтера при правительственном чиновнике. Она и в советский период была востребованной, а сейчас спичрайтеры есть даже в глухой провинции.

Не удовлетворяясь спичрайтерами, российский чиновничий аппарат завел пресс - службы на всех уровнях, которые стоят между властью и СМИ и призваны поставлять общественному мнению абсолютно отфильтрованные сведения, чтобы таким образом исключить возможность публичной огласки любой, компрометирующей властные структуры, информации.

Если в журналистской среде быть на содержании считается все – таки не совсем приличным, то «сенокос» (предвыборная кампания) или «джинса» (заказной материал) - это уж совсем невинная возможность заработать. Тем более, многие издания платят мизерный гонорар или вообще отказывают в нем. Журналисты на время «сенокоса» превращаются из неподкупных обличителей в назойливых попрошаек, что отражается на качестве их материалов: льстивые дифирамбы «благодетелю» и откровенная брань в адрес его врагов. Но на «сенокосе» действует безальтернативный принцип: «бабки» в руки – будут звуки. А уж какие звуки получаются – извините…

Публицистика – высший пилотаж журналиста, тонкая сфера общественных проблем, не всякому по плечу. Владимир Даль даже именовал публициста «газетным писателем по народному праву». Быть на содержании и быть публицистом – несовместимо. Правда, теперь некоторые совмещают …

Серьезный публицист существует для читателя отдельно от своего издания. Андре Вюрмсер (Франция), Уолтер Холмс (Англия), Уолтер Липпман (США), наконец, Михаил Кольцов, Анатолий Аграновский – были, каждый в свое время и в своем социуме законодателями общественного мнения, безотносительно от того, в каких изданиях публиковались.

Чтобы попасть (или не попасть) в колонку публициста, политики готовы на многое. Но публицистика не продается, а то, что продается – это уже, к счастью, не публицистика. Оттого настоящих публицистов катастрофически не хватает. В метрополии.

В провинции стать публицистом проще пареной репы: обозрел прессу за неделю, скомпилировал поухряпистее, дал в полосе свою задумчивую фотографию – все, ты публицист. Через некоторое время утвердившегося в ранге публициста так же трудно выжить с полосы, как таракана из-за плинтуса: он бронзовеет на глазах и норовит увильнуть от черной редакционной работы.

Телевизионные публицисты еще круче, причем, здесь на эту роль рвутся женщины. Секрет прост: рядом с камерой стоит монитор, и, глядя в глаза телезрителю, девушка, на самом деле, балдеет от своей, наконец, кем - то востребованной сексапильности. Автопсихоэксгибиционизм – в такую перверсию редкий сексопатолог въедет.

Единственное утешение: провинциальные публицисты (и мужчины, и женщины) часто спиваются. Впрочем, столичные тоже горят на этом: во многоглаголании несть спасения …

Непременным атрибутом тележурналистики стал эффект, который специалисты окрестили «говорящей головой». К 60 - м годам журналистами – международниками был освоен заграничный метод подачи информации – «personal comment». Это было ново, смело, но разрешалось только проверенным людям – Юрию Жукову, Валентину Зорину и еще паре – тройке именитых журналистов. Затем «personal comment» распространился и на внутренние проблемы, но находясь под жестким прессом цензуры, журналист вместо непредвзятого комментатора событий, превращался в нудную «говорящую голову», несущую откровенную чушь.

В новых условиях, «personal comment» стал пожалуй основной формой тележурналистики. Из-за кажущейся внешней простоты исполнения и авантажности к нему прибегают все – и выпускник факультета журналистики, и чиновник, подвизавшийся на политическом поприще, и депутат, которому боязно видеть избирателей «вживую». Все они, побывав пару раз в студии, считают себя профессиональными журналистами. Каждый пользуется мимикой и риторикой в той мере, в которой бог дал ума, а мнение родни становится высшей профессиональной оценкой его мастерства.

Не всякий телевизионщик или радиожурналист может быть газетчиком – и наоборот. Возникают естественные препятствия: внешность, тембр голоса, артикуляция - в одном случае, и способность, не запутавшись в придаточных предложениях, изложить мысль на бумаге – в другом. Если голос «не ложится на пленку», а косоглазие мешает видеть телекамеру, лучше попробовать свои силы в газетном деле: все же в газете наборщики, корректоры, дежурный редактор – вместе может, и доведут материал до ума.

С телевидением сложнее…

Впрочем, сейчас не редкость совершенно нетелегеничные журналисты, с расплывшимися фигурами, речевыми дефектами – даже с хроническим гайморитом. Я уже не говорю о малограмотных. Ничего, вещают в эфире, ведут ток - шоу, «круглые столы». Здесь главное – «бабки», ну и конечно, любовь к делу. Ведь если телезритель увидит, что ты любишь свое дело, то он тебя тоже непременно полюбит. А что ему, бедолаге, остается: про «бабки» – то он не в курсе…

Коль скоро упомянуто радио и ТВ, следует отметить замечательный феномен, в корне меняющий смысл понятия «общественное мнение». До электронных СМИ общественное мнение формировалось людьми с определенным уровнем интеллекта, номинальным признаком которого было умение читать газеты. Это был своего рода ценз, удостоверяющий право представлять общественное мнение. С появлением радио, а тем более – телевидения этот ценз потерял смысл. Процесс чтения сопряжен с умственной деятельностью - пассивное созерцание экрана освобождает от этого напряжения. Тиражи газет падают, но телезрителей не убавляется.

Уличные зеваки, люмпен и даже психически неадекватные люди в мгновение ока обрели статус выразителей общественного мнения. Зачастую эта категория используется телевизионщиками для «блиц-опросов», которые затем транслируют в качестве подтверждения чего угодно. Отсюда – уровень тележурналистики, позволяющий быть на порядок ниже газетного. Не зря американцы именуют телевизор «ящиком для дураков».

Известный в начале XX века немецкий газетчик, основатель кафедры журналистики в Гейдельбергском университете, профессор Кох сетовал в свое время: «Нельзя сделаться журналистом, как делаются инженером, врачом – после приобретения запаса знаний и практики. Нужно иметь призвание…. К сожалению, последнего нет у тех самых лиц, которые претендуют на роль руководителей общественного мнения».

Полная чушь! Журналистика – инструмент манипулирования обществом. Кто получил инструмент в руки – тот и журналист. Он может быть актером, военным, учителем, барменом – это несущественно. «Руководителям общественного мнения» по барабану технология журналистики: получив в управление механизм манипуляции социумом, они набирают обслуживающий персонал по своему вкусу. Все равно телезритель, радиослушатель, читатель – безропотно все проглотит, на худой конец, отберет из предлагаемой продукции менее тошнотворную.

Наименее тошнотворная продукция – новости. Они вытесняют все остальное, однако, бояться их засилья не надо: рекрутированная на смену старикам молодежь пока ничего другого не умеет, но это у нее возрастное, это пройдет. Еще Эмиль Золя жаловался: «Новость - вот последняя формула. Эта формула изгнала большие, серьезные статьи, убила литературу, критику и отводит с каждым днем все больше и больше места крупным и мелким новостям, отчетам репортеров и обозревателей».

Факт – товар, который, по мнению потребителя, не обманет. Увы, любой товар можно подделать. Не даром в западной журналистике существует термин «фактоид», означающий подобие факта. Фактоид, таблоид, рифмоид – это все эрзац, не требующий от производителя профессионализма, но востребованный на информационном рынке маргинальным потребителем.

Информация – самый простой в исполнении жанр журналистики. На телевидении это 10 секунд закадрового текста на общих планах «с наездом», пара слов участника событий в камеру – и финальная «стоечка» журналиста. На радио то же самое, но без видеокамеры, а про газету говорить нечего: там весь информационный блок можно подготовить по телефону.

Но, несмотря на простоту (а может благодаря ей?), сегодня новости – самый перспективный жанр. «Новостийщики» в фаворе, они могут быть спокойны за свое будущее, их не уволят, не сократят – они должны ежедневно, ежечасно, ежеминутно, информировать население. Задачи «новостийщиков» для российского народа когда - то хорошо сформулировал Адольф Гитлер:

«Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор и таким образом сообщать людям новости и развлекать их, чем оставлять им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания. Только чтобы никому не взбрело в голову рассказывать покоренным народам об их истории; музыка, музыка, ничего, кроме музыки…».

Тенденция к голой информативности пришла в русскую журналистику с проклятого Запада, в свое время ее углядел американский газетный магнат Сессиль Кинг: «Журналисты изымают из новостей их внутренний драматизм. Они отбрасывают в сторону сочное мясо и предлагают читателю голую кость, слегка приправленную пресным соусом ненужных слов».

Теперь эту голую кость предлагают и российскому читателю, под предлогом «объективности». Так - де работают журналисты во всех цивилизованных странах. Как говорят в таких случаях: что крестьяне – то и обезьяне…

Еще «публицист ленинской школы» М. С. Ольминский в конце XIX века отмечал в сибирской газете «Восточное обозрение», что в материалах журналиста должно отражаться мировоззрение автора, не подверженное цензуре, административному произволу или обывательским пересудам. И отмечал совершенно правильно: это было в традициях прогрессивной российской журналистики.

Сейчас можно что угодно говорить про первых большевиков, но свои нелегальные издания они делали именно в этих традициях. И делали – мое почтение. Впрочем, оппозиционная отечественная журналистика по качеству была всегда на порядок выше государственной: свежий номер герценовского «Колокола», к примеру, в России первым прочитывал Александр II – там были самые актуальные публикации.

Что лежит на рабочем столе нынешнего Президента, сложно сказать: в России оппозиционных СМИ практически нет, а за кордоном – одни олигархи да «братки». Не потянут они ни «Колокол», ни «Искру». Как говорится, экстерьером не вышли…

Кстати, когда большевистские СМИ стали государственными, они превратились в рутинные официозы. Однажды коллектив газеты «Правда» отмечал свой юбилей, и на какой – то зарубежной презентации им предложили сделать групповой снимок. Советские журналисты с готовностью скучковались перед фотокамерой. На другой день в западных газетах появилась фотография с подписью: «Коллектив журналистов, которые делают самую скучную газету в мире»…

В 1894 году сельский учитель Е. Ф. Кудрявцев основал в Красноярске первую частную политико - экономическую и литературную газету «Енисей». Благодаря материальной помощи Иннокентия Кузнецова, из династии золотопромышленников Кузнецовых, газета была оснащена лучшим в Сибири типографским оборудованием и на протяжении 10 лет считалась наиболее респектабельным изданием в Енисейской губернии. Но в начале XX века Кудрявцева стали теснить более оперативные, маневренные, броские газетчики. «Енисей» захирел и был закрыт. Кудрявцев, лишившись средств, покончил с собой.

Любознательный читатель-зритель-слушатель обратил внимание на засилье в СМИ развлекательных проектов, где журналистики в традиционном понимании уже практически нет: конкурсы, лотереи, ток-шоу, в финале которых – непременное вручение победителям подарков, премий, путевок, квартир. В таких конкурсах требуются не журналисты – здесь их профессионализм ни к чему – а entertainers («развлекатели»): известные актеры, поп-звезды и даже политические деятели. Они нужны для привлечения внимания, не более.

Принцип, используемый в таких программах, эксплуатирует понятие, введенное французским философом Жаном Бодрийяром: «логика Пер – Ноэля». Разжигая вожделения участников, организаторы дают телезрителям возможность виртуального удовлетворения собственных вожделений. Зрителя манит процесс раздачи «новогодних подарков» (отсюда – название синдрома), с детства сохранившийся у каждого человека на уровне подсознания. В выигрыше оказываются все: авторы шоу, участники и зрители. А больше всего – спонсоры, рекламировавшие свою продукцию…

На радио развлекательная программа еще примитивнее. В прямом эфире «ди-джей» предлагает угадать исполнителя прозвучавшего «хита» и сообщить в студию. Счастливчик получает кружку, майку, контрамарку на дискотеку – словом, мелочь. Но тинейджеры обрывают телефоны. Считается, что это изобретение американской журналистики, именуемое у них «квиз» (quiz).

Не желая огорчать поклонников развлекательных программ, вынужден, тем не менее, сказать правду: и ди - джеи, и ентетейнеры – это по сути дела наши массовики - затейники, выпускавшиеся некогда техникумами культуры для работы с населением в местах массового отдыха трудящихся. Но народ на затейников просто так сегодня не клюнет: без паблисити нет просперити. Приходится прибегать к импортной упаковке. Короче, «холя ногтей и одулянсион на дому», как заметили некогда авторы бессмертного романа.

В метрополии, которая, концентрируя российские финансы, живет по законам больших чисел, проблемы изданий несколько иные чем, в провинции, где с незапамятных времен существует неразрешимое противоречие между затратами на производство и прибылью от подписки, рекламы и розницы. Во - первых, возможности издания не всегда совпадают с желаниями рекламодателей. А во - вторых, запросы зрителей-читателей-слушателей далеко не всегда совпадают с возможностями издания.

Вот и крутись редактор, как знаешь. Если сальдо положительное – живи, нет – закрывайся. Не зря же в любой редакции, телестудии, радиостанции отдают приоритет журналистам, умеющим добыть для редакции оплаченный вкладыш или эфир.

В государственных СМИ этого вопроса не стояло: журналисты не знали ни расходов, ни прибыли – они имели зарплату и гонорар. Говорят: зато они были подцензурны, а сейчас – воля… Ох, лукавство: журналисты частного издания еще в большей зависимости от хозяина: захочет – приблизит, захочет – урежет зарплату, захочет – с кашей съест. Безо всякой цензуры…

Сегодня снова наступило время частных изданий. Казалось бы, слава богу, есть надежда, что снова появятся предприниматели, типа упоминавшихся Пастухова, Кудрявцева… Не появляются. Почему? Потому что в метрополии некому создавать новые газеты, новые телеканалы, новые радиостанции – там преимущественно делят бывшие государственные СМИ. А при этом не нужен талант журналиста – здесь надобен нюх маклера.

Но если дележ центральных СМИ худо - бедно контролируется властью, то в провинции все происходит проще: коммерсант покупает телеканал, газету, радиостанцию, на худой конец, эфирное время - жене, любовнице, детям. А те отрываются от вольного, время от времени раскручивая нужных для бизнеса партнеров и политиков. Понятное дело, не за спасибо. Власть относится к этому с пониманием – своих любовниц девать некуда…

Журналисты - маргиналы. Они существовали и раньше – но с другим знаком. В советское время это были изгои, не вмещавшиеся в прокрустово ложе требований партийной печати. Известный пример – Сергей Довлатов. Неизвестных – тьмы и тьмы. В XXI веке новый всплеск маргинальной журналистики позволяет условно обозначить ее, как некую, качественно новую социальную страту, наподобие нищих, беженцев или «гастарбайтеров».

Маргиналы рекрутируются из неофитов, доверчиво хлынувших в «демократические» издания, телеканалы, радиостанции. Но они в подавляющем большинстве – частные и не столько демократические, сколько купеческие. По наработанной схеме ребят берут «стажерами», без оплаты труда, и через некоторое время под благовидным предлогом заменяют новыми, получая, таким образом, постоянную, даровую рабочую силу.

Столкнувшись с таким цинизмом, молодые журналисты мгновенно избавляются от принципов, привитых в университетах, и превращаются в наемников, «солдат удачи», готовых на все. Их используют в избирательных штабах, пресс-службах многочисленных политических партий, промышленных компаний – и в «желтой» прессе. Они исполнительны, всеядны и не брезгливы. Самые не брезгливые выбиваются наверх и, преуспев, с наслаждением попирают своих менее удачливых товарищей.

Журналисты - маргиналы культивируют в обществе то, что Ницше в свое время определил как «ressentiment» - коллективное чувство мстительной злобы по отношению к установленной иерархии ценностей, в которой им нет места. О социальном содержании синдрома, именуемого «ressentiment», говорить сложно: маргиналам безразлично, где эксплуатировать его – в демократических, коммунистических, шовинистических изданиях, «желтой» прессе или предвыборной кампании… Они ведут войну против всех…

Репортерам старой школы плохо удается превращение в маргиналов – не позволяет жизненный и профессиональный опыт. Чаще они просто уходят, как уходят волки из стаи, когда уже не могут отстоять свое место. Только выглядит это не так романтично, как у Киплинга в его «Сказке джунглей».

Смена российского журналистского корпуса – отнюдь не свидетельство смены государственных ориентиров, концепций, доктрин… Просто старые кадры не могут адекватно отображать энтузиазм, c которым новая власть берется за очередной передел всего, что попадается под руку: собственности, идеологии, населения… На это способны молодые люди, без комплексов. В их возрасте свойственно выражать естественный восторг по поводу любых перемен – не очень профессионально, но с годами это придет…

Густав Хейнеманн, президент ФРГ в начале 70-х годов, как- то признался : «Я не могу больше слышать слово «восторг». Я переживаю уже пятую правительственную систему, и, если бы ко всему относился с восторгом, то давно бы сидел в сумасшедшем доме».

Хейнеманн мог себе позволить сказать это – он никогда не был российским журналистом.

Валерий Кузнецов



| Просмотров: 1906 | Комментариев: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |

| Теги новости: Кузнецов В., трактат, журналист |
Смотрите также:
Похожие новости:
Комментировать новость 'Как стать журналистом. Трактат для честолюбивых' могут только зарегистрированные посетители.
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Зарубежная журналистика XIX века
Трыков В.П.
Зарубежная журналистика XIX века

Історія видавничої справи (Підручник)
Тимошик М.С.
Історія видавничої справи (Підручник)

Історія української журналістики XIX століття
Михайлин І.Л.
Історія української журналістики XIX століття

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста