Вашему вниманию предлагаем учебное пособие для студентов высших учебных заведений под названием "
Язык средств массовой информации", автором и редактором которого является руководитель учебно-научного Центра "Язык СМИ" филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Майя Володина. Данное издание базируется на материале двух частей книги "
Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования", которая в одной из рецензий названа "первой в России учебно-научной энциклопедией по медиа-лингвистике".
Первый раздел пособия содержит информацию об основных направлениях в изучении языка средств массовой информации (собственно лингвистический, психолингвистический, риторический, лингвопрагматический, герменевтический, социологический, юридический и культурологический аспекты). Большое внимание уделяется когнитивно-дискурсивному и семиотическому подходам при анализе текстов массовой коммуникации.
Второй раздел направлен на изучение активных инновационных процессов в сфере функциональных стилей русского языка, иностранных масс-медиа, проблеме перевода текстов СМИ, а также текстам политического дискурса.
В третьем разделе исследуются особенности языка конкретных каналов массовой коммуникации. Наряду с анализом языка печати в пособии рассматриваются: специфика языка кино, особенности радио- и телеязыка, а также язык рекламы и Интернета.
Четвертый раздел пособия посвящен обучению навыкам работы с текстами массовой коммуникации. Имеется в виду деятельность в сфере печатных СМИ, теле- и радиовещания, в области рекламы, PR-деятельности, практика литературного редактирования.
Оглавление:
От редактора
Введение
I. ЯЗЫК СМИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Язык массовой коммуникации - особый язык социального взаимодействия
Семиотический аспект изучения языка СМИ
Герменевтический аспект языка СМИ
Риторический аспект языка СМИ
Психолингвистический аспект исследования языка СМИ
Когнитивный аспект исследования языка СМИ
Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ
Социологический аспект изучения языка СМИ
Культурологический аспект исследования языка СМИ
Специфика межкультурной коммуникации в текстах СМИ
Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры
Юридический аспект изучения языка СМИ
II. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКА СМИ
Язык СМИ в аспекте устной и письменной речи
Место СМИ в системе функциональных стилей
Язык СМИ и тексты политического дискурса
Проблемы перевода текстов СМИ
Стилистические особенности языка СМИ
III. ЯЗЫК КОНКРЕТНЫХ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ
Язык печати
Специфика киноязыка
Особеннсти радио-и телеязыка
Язык рекламы
Компьютерные средства массовой информации
IV. ПРАКТИКУМЫ