Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «В» | |
|
Включенное наблюдение | - |
способ получения информации, при котором «журналист меняет профессию», т. е. в течение определенного времени исполняет иные социальные роли для более глубокого проникновения в суть явлений и проблем. |
|
Власть | - |
1. В общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов.
2. Право управления государством, политическое господство (права и полномочия государственных органов). Органы государственного управления, правительство (должностные лица, начальство). Законодательную власть Российской Федерации осуществляет Федеральное собрание. В субъектах РФ законодательствуют представительные органы. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. В систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти. В субъектах РФ исполнительную власть представляют администрации (правительства). Судебная власть в РФ осуществляется только судами. |
|
Внушение | - |
различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям (Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова) Среди способов внушения, встречающихся в практике СМИ, Ю. А. Шерковин, например, выделяет: прием «приклеивания ярлыков» с целью опорочить идею, личность или предмет; прием «сияющего обобщения» – обозначение личности, вещи или идеи родовым именем, имеющим положительную окраску; прием «переноса» или «трансфера» – создание ассоциаций преподносимого понятия с бесспорной ценностью; прием «свидетельства» – цитирование уважаемых в аудитории персон; прием «игры в простонародность» (современный эквивалент – популизм) – создание видимости принадлежности личности к простым людям; прием «перетасовки» – тенденциозное предъявление только положительных или отрицательных фактов; прием «фургон с оркестром» – апелляция к большинству, т. е. подчеркивание факта, что некая ценность разделяется всеми. (См. подробнее: Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.) |
|
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов | - |
принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации (См.: ст. 144 , УК РФ.) |
|
Всемирный день свободы печати | - |
отмечается ежегодно по инициативе представителей независимой печати стран Африки, одобренной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Генеральная ассамблея ООН 29 июля 1993 года провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати. |
|
Выходные данные | - |
каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1. название издания;
2. учредитель (соучредитель);
3. фамилия, инициалы главного редактора;
4. порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5. индекс – для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6. тираж;
7. цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
8. адреса редакции, издателя, типографии.
(Ст. 27 ЗРФ «О средствах массовой информации») |
|
|
| | |
|
|