Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «И» | |
|
Издатель | - |
издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. «Издатель осуществляет свои права и несёт обязанности на основе данного Закона, Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности (в ред. Федерального закона от 13.01.95. №6 – Ф3). Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции. (ЗРФ «О СМИ») |
|
Издательство | - |
предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции. По видам печатной продукции различают издательства книжные, книжно-журнальные, газетные и газетно-журнальные. Под издательской деятельностью понимается подготовка, а равно подготовка и выпуск печатных изданий любого вида. |
|
Имплозия | - |
(англ. implosion)
1. Насильственное вторжение. Согласно теории Маклюэна в настоящее время происходит насильственное вторжение средств массовых коммуникаций в жизнь человека, своего рода коммуникационный взрыв, направленный внутрь аудитории. (Англо-русский словарь по средствам массовой информации – М.: Московская школа переводчиков, 1993.)
2. Быстрый процесс единения людей, пользующихся одним и тем же телевидением, смотрящих одинаковые фильмы, слушающих те же самые радиопередачи и ту же саму музыку; внезапное появление у них чувства общности, способности руководствоваться не только рациональными принципами, но и верованиями и мифами. (Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.) |
|
Индустриальный комитет по СМИ | - |
создан в июле 2002 года на встрече более 20 руководителей ведущих российских печатных изданий, информационных агентств, телерадиокомпаний, интернет-структур, представляющих все сегменты медиаиндустриии и все основные профессиональные объединения работников СМИ. Основная задача - саморегулирование отрасли. |
|
Интеллектуальная собственность | - |
включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции. |
|
Интервью | - |
(англ. interview)
1. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с кем-либо.
2. Газетный материал, излагающий содержание такой беседы. Основным признаком жанра является прямое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника. Интервью может быть информационным, когда речь идет лишь о фактической стороне темы разговора, т. е. интерес журналиста проявляется в вопросах Кто? Что? Где? Когда?, а ответы интервьюируемого представляют собой краткие сведения. В аналитическом интервью появляется вопрос Почему?, следовательно, в ответах оказываются уместными и необходимыми суждения, мнения, оценки, выводы расспрашиваемого. В практике существует также портретное интервью, задача которого представить собеседника в многообразии его персональных характеристик. |
|
Информатизация | - |
организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (ЗРФ «Об информации, информатизации и защите информации») |
|
Информационная безопасность | - |
«состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000, 28 сент.) Массово-информационная безопасность - такое состояние системы СМИ, когда все социальные субъекты: надежно обеспечены полной, достоверной, оперативно поступающей информацией, позволяющей ориентироваться в действительности и принимать оценочные и поведенческие решения; имеют доступ к информационным ресурсам и средствам массовой информации в соответствии с их стоимостью и режимом получения; могут знакомиться с различными позициями, точками зрения и оценками общественно значимых явлений и событий; наделены свободой «искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»; имеют возможность получать на свои выступления необходимую и достаточную реакцию тех, кому они обращены;пользуются открытостью и доступностью СМИ, а также информационных ресурсов государства. (См. подробнее: Е. П. Прохоров. Журналистика и демократия. М., 2001.) |
|
Информационное агентство | - |
организация, осуществляющая сбор, обработку и оперативное распространение информации. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА-Новости и др. |
|
Информационное общество | - |
стадия развития человечества, на котором доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги. В ИО создаются значительные информационные ресурсы; производство, хранение, распространение и передача информации становятся важнейшей частью экономики; граждане имеют технические и правовые возможности доступа к разнообразным источникам информации. (См. подробнее: И. С. Мелюхин. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.) |
|
Информационное право | - |
совокупность норм, регламентирующих взаимоотношения физических, юридических лиц и государства со средствами массовой информации, а также структурами, располагающими информационными ресурсами. |
|
Информационное пространство | - |
термин, появившийся в начале девяностых годов двадцатого столетия, в связи с необходимостью создания единого информационного пространства в России, т.к. резкое падение тиражей общенациональных (центральных) изданий привело к фрагментации и регионализации средств массовой информации. Информационное пространство предполагает наличие: территории, где действует необходимое и достаточное для исчерпывающего информирования населения количество периодики и эфирных каналов; аудитории, представители которой имеют равные возможности общения со СМИ; норм и правил конструктивного (для развития района, региона, страны) взаимодействия печати, телевидения, радиовещания и населения; правового обеспечения информирования граждан и функционирования СМИ; интегрирующей системы ценностей, позволяющих продвижение государства, общества, граждан к общественному согласию. По мнению других исследователей ИП определяется следующими основными компонентами: информационными ресурсами; информационно-телекоммуникационной инфраструктурой; системой массовой информации; рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; сопряженностью с мировыми открытыми сетями; системой информационного законодательства. (См. подробнее: Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., Изд-во «РИП-холдинг», 2001; Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие // Право знать: история, теория, практика, 2001, № 7-8; Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999.) |
|
Информационные ресурсы | - |
«отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах фондах, банках данных, других информационных системах)» (ЗРФ «Об информации, информатизации и защите информации») |
|
Информация | - |
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. (ЗРФ «Об информации, информатизации и защите информации») Совокупность непроявленных, потенциальных и развернутых, проявленных, реальных смыслов. Метаинформация (от греч. meta - за, через) - информационные, часто неявные, потенциальные системы высокого порядка, в том числе связанные с вселенной. Мегаинформация (от греч. megas - большой) - планетарная глобальная информация. Макроинформация (от греч. makros - большой) - информационные потоки внутри страны. Мезоинформация (греч. meso - средний) - информация, циркулирующая в определенной социальной общности, например, в регионе. Миллиинформация (лат. mille - тысяча) - крупные информационные русла, формирующиеся по разным основаниям (типам изданий и программ, средствам информации и т. п.). Микроинформация (греч. mikros - маленький) - журналистский текст, публикация или их совокупность. Миниинформация (лат. minimus - наименьший) - информационный квант, конкретный факт, минимальное информационное сообщение. (Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.) |
|
Информация о гражданах (персональные данные) | - |
сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. (ЗРФ «Об информации, информатизации и защите информации») |
|
Информационные жанры | - |
материалы средств массовой информации, опубликованные или вышедшие в эфире и отвечающие на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? В периодической печати (версия А. А. Тертычного) к ИЖ относятся: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Некоторые авторы включают в это список и зарисовку. На телевидении (Р. А. Борецкий, В. Л. Цвик): заметка (видеосюжет), отчет, выступление, интервью, репортаж. |
|
Информационный рынок | - |
совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих разнообразный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории. |
|
Информационная война | - |
решение финансово-промышленными группами проблем собственного бизнеса с помощью политических персон, политических и псевдополитических структур, медиа ресурсов. Характерным для таких войн является создание информационных поводов, суть которых состоит в том, что сторона инициирует публикации в прессе, возбуждение уголовного дела (даже бесперспективного), депутатского расследования или парламентского слушания. Создание информационных поводов в ходе информационной войны является особенно действенным накануне заключения важных сделок или перехода собственности из одних рук в другие. (А. А. Мухин. Информационная война в России. М., 2000.) ИВ - целенаправленная дискредитация политического, экономического, идеологического противника при помощи компрометирующей информации. (Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.: РИП-Холдинг, 2001.) |
|
Информационный повод | - |
мотив появления в газетах, на радио и телевидении информации; основная причина, объясняющая выбор жизненного материала для опубликования; диктуется, как правило, общественной значимостью информации. Если сообщение о фактах, явлениях, событиях способно вызвать изменения в знаниях, мнениях взглядах преобладающей части аудитории данного средства массовой информации, то такой материал выходит в свет или эфир. |
|
Информационная открытость | - |
(органов власти и иных структур) - относительное отсутствие препятствий в получении информации и возможности информировать других, т. е. возможность искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять информацию любым законным способом. И.о. означает свободный доступ к сведениям, представляющим общественный интерес. |
|
Инфотеймент | - |
(от англ. information и entertainment) - развлечение информированием, «информируя, - развлекай». Следуя этому способу подачи материала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, «серьезные» темы, - занимательные детали и сюжеты. |
|
Источник информации | - |
гражданин, физическое лицо, в силу своего положения и полномочий располагающий сведениями, которыми интересуются средства массовой информации. |
|
|
| | |
|
|