Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «Ф» | |
|
Факт | - |
(от лат. factum - сделанное, совершившееся) - событие, результат; знание, достоверность которого доказана. Факты в журналистике - основа для выводов, оценок, анализа и обобщений в материалах любого жанра. |
|
Фестиваль прессы | - |
праздничное общественное мероприятие, на котором издательства и журналисты могут ближе познакомиться со своей аудиторией. В программу фестиваля прессы входят официальные и рекламные мероприятия, а так же культурная и развлекательная программа. |
|
Финансовые журналы | - |
периодические издания в виде книги, освещающие вопросы финансов. Они публикуют статьи о финансах и финансовой политике нашей страны и зарубежных государств, о государственном бюджете, финансах предприятий и отраслей хозяйства, финансировании капитальных вложений, системе финансового контроля, о государственном страховании и др. Финансовые журналы освещают обмен опытом в деле совершенствования финансово-кредитной работы, внедрения интернет-технологий в финансовую практику планирования, учёта и контроля. Дают информацию о научных совещаниях, научно-технических конференциях по финансовым проблемам. |
|
Финансовые новости | - |
оперативные информационные сообщения, качающиеся событий в финансовой области, как одной страны, так и зарубежных стран. Финансовые новости могут размещаться в специализированных журналах и предназначаться для уского круга специалистов, а могут рназмещаться в широких СМИ, и предназначаться для широкой аудитории. Так же они могут транслироваться в отдельных разделах новостных передач радио и телевидения. |
|
Финишинг | - |
(англ. finishing - доведение до конца) доведение разработки темы журналистских выступлений до логического конца - разрешения поставленной проблемы, что обеспечивается возвращением к прежним публикациям, привлечением аудитории для обсуждения, опубликованием ответов официальных структур. |
|
Фонд защиты гласности | - |
правозащитная организация, образованная в 1991 году в г. Москве. Основная задача Фонда: защита журналистов и защита журналистики в первую очередь путем совершенствования правового пространства для средств массовой информации. Президент - Симонов А. К. Направления деятельности Фонда: мониторинг конфликтов и правонарушений, связанных с прессой, на территории России; юридическая помощь журналистам и представителям СМИ в конфликтных ситуациях, консультации по вопросам их профессиональной деятельности; практическая помощь семьям погибших журналистов и сотрудникам СМИ, пострадавшим при выполнении профессионального долга; научные исследования правовых и этических проблем журналистики; экспертиза законов о СМИ и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства; выпуск юридической, научной, правозащитной и справочной литературы по проблемам СМИ. |
|
Формат | - |
1. Формат издания, записи.
2. Формат набора.
3. Стандарт вещания.
4. Вид, структура вещательной программы. Формат может представлять собой совокупность условий и правил сбора, обработки и распространения информации, принятых в газете, на телеканале, радиостанции. Ф, как правило, включает: формулировку общественной миссии, политической или иной позиции СМИ; принципы отбора материала для опубликования; особенности подачи материалов; основные правила работы с источниками информации, героями и персонажами журналистских материалов; названия постоянных и сезонных рубрик; принципы работы с аудиторией. Ф - документ для внутреннего пользования, поэтому нередко снабжается грифом «Для служебного пользования», т.к. представляет собой know how редакции. |
|
Формы собственности СМИ | - |
государственная, частная, акционерная, смешанная. |
|
Функции журналистики | - |
наиболее дискуссионная тема в журналистиковедении. В советской теории и практике журналистики долгое время господствовало ленинское представление о роли прессы в жизни общества: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т.5. С. 11). В последней трети двадцатого века в оборот был введен иной набор: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Классификация Е. П. Прохорова предполагает социальные, идеологические, культурно-рекреативные, непосредственно-организаторские функции. С. Г. Корконосенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики. С позиции генерального субъекта - общества журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебно-профессиональную ф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие). С точки зрения В. Т. Третьякова журналистика выполняет четыре основные функции: информационную, воздействия на власть, социализации личности, управления сознанием и поведением людей. |
|
Функции СМИ | - |
к числу функций СМИ относят коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую. Данные функции выделяются на том основании, что СМИ участвуют в информационном обеспечении познавательной, ценностно-ориентирующей, коммуникативной, социально-организаторской (разновидности преобразовательной) деятельности, и тем самым имеют соответствующие функции для использующих их субъектов. Основа для выделения функции здесь очевидная: модель функций человеческой деятельности или ее видов. |
|
Футбольные новости | - |
оперативные информационные сообщения о футбольных событиях. Футбольные новости рассказывают о футбольных чемпионатах и матчах, дают им оценку профессионалов, рассказывают о спортсменах как рассийских команд, так и знаменитых клубов мира. Футбольная информация размещается как в спортивных новостях, так и в специальной периодической печати, посвященной именно этой теме. |
|
|
| | |
|
|