Словарь журналиста

Термины журналистики: основные понятия и определения.

Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.


А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«О»

Обзор прессы- сжатое и обобщенное сообщение в статье, докладе, передаче, касающееся печатных изданий. В обзоре прессы дается краткая информация о наиболее интересных материалах, публикациях, а так же об их источниках и изданиях, в которых с ними можно ознакомиться.
Обратная связь- в журналистике - естественная или специально организованная реакция читателей, слушателей, зрителей на журналистские выступления. Каналы ОС: письма, телефонные звонки, посещения редакций, электронная почта, читательские (зрительские) конференции, фокус-группы, телефонные опросы, специальные конкретно-социологические исследования.
Общественная значимость информации- или информация, представляющая общественный интерес, т. е. сведения о событиях, фактах, явлениях, создающих угрозу или способствующих благополучию, благосостоянию, безопасности большинства аудитории данного средства массовой информации.
Общественная журналистика- корпоративное движение журналистов в Соединенных Штатах Америки, основной целью которого является более глубокое и всестороннее взаимодействие газет, телеканалов, радиостанций со своей аудиторией, с целью привлечения граждан для совместного поиска решений политического, экономического, культурного и т. п. характера в местах проживания (общинах - communities).
Общественное мнение- один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы.
(Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986.)
Общественный интерес- информация представляет общественный интерес тогда, когда ее распространение может повлечь существенные последствия для аудитории периодического издания, телеканала, радиостанции, а именно, когда действия кого-либо (в том числе в сфере частной жизни) способны навредить (способствовать) благополучию, благосостоянию, безопасностибольшинства (или третьих лиц). К такой информации с необходимостью следует отнести: нарушения закона, перед которым равны все; опасные для населения действия организаций и лиц; советы и рекомендации от граждан и организаций неопределенному кругу людей; деятельность должностных лиц; решения органов власти, от которых кто-то теряет, либо приобретает; природные процессы; массовые движения людей и т. п. Свидетельством того, что опубликованная информация вызвала общественный интерес, как правило, являются отклики читателей, слушателей, зрителей в форме писем, телефонных звонков, посещений редакций; организационные последствия в виде принятых управленческими структурами решений; возврат журналистов к теме, вызванный потребностями аудитории в более полной информации.
«Общественному интересу соответствуют:
а) информирование о готовящемся преступлении или возможном бедствии;
b) защита общественного здоровья или безопасности;
c) попытки уберечь общество от следования ложным и опасным советам, исходящим от частного лица или организации.
В том случае. Когда речь идет о вопросах, имеющих общественный интерес, Комиссия (Комиссия по жалобам на прессу – Ред.) должна потребовать от редактора предоставить подробное объяснение, каким образом конкретная информация послужила интересам общества».

(Кодекс практики. Ратифицирован Комиссией по жалобам на прессу (Великобритания) 26 ноября 1997 года. См. в сб.: Профессиональная этика журналистов. Т.1. Документы и справочные материалы. М., 1999.)
Общественное телерадиовещание- автономное в техническом и экономическом отношениях вещание, которое служит общественным интересам, обслуживает все население страны (региона) на универсальной некоммерческой основе.
Обязанности журналиста- предписываются ст. 49 ЗРФ «О средствах массовой информации».
Журналист обязан:
1. соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
2. проверять достоверность сообщаемой им информации;
3. удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4. сохранять конфиденциальность информации и (или) её источника;
5. получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6. при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;
7. ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8. отказаться от данного ему главым редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9. предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста».
(Закон Российской Федерации «О СМИ»)
Обязательные сообщения- в ЗРФ «О СМИ» содержится норма: «Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок: вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации; поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Объективность журналистики- «объективный - существующий вне сознания и независимо от него; лишенный предвзятости; беспристрастный».
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.)
Объективность - один из основных принципов профессиональной деятельности работников печати, радио и телевидения, предполагающий полное, всестороннее, исчерпывающее описание события, явления с использованием необходимого и достаточного количества фактических сведений. Объективность являет собой также и способ предъявления информации, который исключает эмоции, отделяет факты от мнений, беспристрастно описывает, обеспечивает точность сведений и сбалансированность мнений, представляет конкурирующие точки зрения с тщательным использованием знаков цитирования, излагает информацию в разумной последовательности.
Омбудсмэн- (англ. ombudsman)

1. Должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан.

2. Журналист (юрист), расследующий жалобы граждан в отношении действий государственных органов, правительственных чиновников, средств массовой информации и журналистов.
Обозреватель- Автор журнального, газетного, телевизионного обозрения. Обозреватель дает собственную оценку событию или факту, или же комментирует событие. Обозреватели работают во всех областях общественной, политической, культурной и спортивной жизни.
Опровержение- доказательство ложности, неверности чьих-либо утверждений, каких-либо слухов и т.п.
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.)
«Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации».
(Закон Российской Федерации «О СМИ»)
Организаторская роль журналистики- «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» - одно из самых ранних и наиболее известных положений в работах В. И. Ленина (1901), посвященных прессе. Развитие этой идеи привело к тому, что с помощью газеты («Искра») была создана Российская Социал-Демократическая Партия (РСДРП). Успех позволил применить организаторские ресурсы печати и в решении значительно более широкого круга политических и экономических задач. «Литературное дело, - писал позднее (1905) В. И. Ленин, - должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма...». «Мы должны, - настаивал В. И. Ленин (1918), - превратить, - и мы превратим, - прессу из органа сенсаций, из простого аппарата для сообщения политических новостей, из органа борьбы против буржуазной лжи - в орудие экономического перевоспитания массы, в орудие ознакомления массы с тем, как надо налаживать труд по-новому». Реализация организаторской функции в дальнейшем предполагала непосредственное участие печати в социалистическом строительстве, в организации соревнования, разного рода починов, инициатив, движений, в обмене передовым производственным опытом.
С исключением из практического и теоретического употребления ленинской концепции печати в последние десять лет двадцатого века организаторская функция прессы не исчезла и не могла исчезнуть, т.к. природа действующих средств массовой информации вызывает следствия, не зависящие от идеологической упаковки. Среди них - организаторский эффект, суть которого заключается в том, что в результате появления журналистских материалов на полосе или в эфире приводятся в движение общественные силы и государственные структуры, принимаются решения.
Органы государственной власти РФ- законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
(ЗРФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»)
Освещение деятельности органов государственной власти- регламентируется ЗРФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
(13.01.95)
Оскорбление- унижение чести и достоинства другого лица в публичном выступлении, в публично демонстрируемом произведении или в средствах массовой информации, выраженное в неприличной форме (Уголовный кодекс РФ. – СПб.: Питер, 2002.), т. е. противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали.
Основы журналистики- процесс возникновения, становления и эволюции журналистики как социального института и собственно рода деятельности, основы журналистикиопределяют ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, затрагивают вопросы гласности и свободы прессы, системы СМИ, практику их функционирования и эффективность журналистики в целом.
Особенности СМИ- характерные свойства средств массовой информации, особенности СМИ заключаются в свойствах каждого вида СМИ - газет, радио, телевидения - их технических характеристиках, особенностях подачи информации и т.д. Все они влияют на подачу ими информации, а соответственно, на процесс восприятия аудитории.
Ответственность социальная журналиста- «В журналистике информация понимается как общественное благо, а не предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием».
(Международные принципы журналистской этики. См.: Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург, 1996.)
Ответственность- это проявление (осознание, принятие и мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью.
(Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров - 8-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351с.)
Отечественная журналистика- Развитие и история средств массовой информации в России. Отечественная журналистикаделется на три периода - буржуазно-демократической республики, советского и постсоветского периодов. Во все времена существовали проблемы взаимосвязи, взаимодействия и противостояния СМИ и власти, особенно эта взаимосвязь была сильна в период многопартийности 1917-18 годы, становления советского режима в 30е годы, в годы войны и политических перестановок в 50х и 90-х годах.
Оff the record- (не для печати) - сведения, которые не могут быть обнародованы в журналистских публикациях. Информация предоставляется репортеру для его личного ознакомления с данными и их оценками.
Оn the record- (для печати) - все сказанное источником может цитироваться дословно, с прямым указанием его имени, фамилии, занимаемой должности.
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Основи радіожурналістики (Підручник)
Лизанчук В.В.
Основи радіожурналістики (Підручник)

Історія української журналістики XIX століття
Михайлин І.Л.
Історія української журналістики XIX століття

Фотожурналистика (Учебное пособие)
Березин В.М.
Фотожурналистика (Учебное пособие)

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста