Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «Т» | |
|
Творчество | - |
1. Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей.
2. Творчество журналистское - процесс создания текстов для СМИ, в котором удовлетворяются материальные и духовные потребности журналиста, реализуются его способности в познании и интерпретации фактов реальной действительности, а также умения придавать своим материалам форму, обеспечивающую взаимодействие с аудиторией. |
|
Тема журналистского произведения | - |
(от греч. thema - то, что положено в основу)
1. Совокупность фактов действительности, отобранных журналистом для описания, оценки, анализа в тексте материала, т. е. то, что отражено.
2. Основная идея, объясняющая собранный и интерпретированный в тексте фактический материал, т. е. то, что выражено. |
|
«Техника безопасности» в работе журналиста | - |
совокупность правил юридически и этически корректного профессионального поведения журналиста. ТБ предполагает: тщательную проверку достоверности получаемой и распространяемой журналистом информации; осмотрительное использование оценочной лексики и предположений; представление конкурирующих точек зрения; знание условий, при которых журналист и редакция освобождается от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и т. п.. Отдельные правила ТБ существуют для журналистов, работающих в «горячих точках», а именно: знакомство с географическими, политическими, социальными, конфессиональными и прочими особенностями региона; подготовка «набора безопасности» - одежды, лекарств, продуктов питания; аккредитация; знание условий пропускного режима, порядка поведения журналистов в зонах конфликтов и военных действий и др. |
|
Теории массовой коммуникации | - |
«Теория социального научения» - люди усваивают модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения. «Теория культивирования» - многократное, экстенсивное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет представления людей о мире и социальной реальности. Одно из основных положений этой теории является унификация, т. е. направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. «Теории социализации» - акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему положительному воздействию, становятся источниками знаний людей о мире и их роли в нем, условием приобретения и освоения людьми общественных норм и ценностей. «Теория использования и удовлетворения» - характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их использует и какое удовлетворение от них получает. «Навязывание повестки дня» - СМИ формируют отношение людей к вопросам, которые содержатся в информационных сообщениях. Не всегда СМИ говорят как следует людям думать по той или иной проблеме, но чаще предлагает то, о чем следует размышлять. «Когнитивная (конструктивистская) теория» - общий принцип теории в том, что люди не просто воспринимают информацию, но усваивают ее, интерпретируя в соответствии с уже имеющимися знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение. (См. подробнее: Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб – М., 2001.) |
|
Типология СМИ | - |
1. Научный метод изучения печати, ТВ и РВ посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов.
2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации. |
|
Тираж | - |
количество экземпляров разового выпуска периодического издания, обусловленное объемами подписки и розничной продажи. Тираж - один из показателей успешности газеты (журнала, еженедельника) на информационном рынке. Цифры тиражей относятся к выходным данным и обязательны к опубликованию. |
|
Толерантность | - |
в Декларации принципов толерантности, утвержденной в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО, толерантность предлагается рассматривать как: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. |
|
|
| | |
|
|