Словарь журналиста

Термины журналистики: основные понятия и определения.

Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.


А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«Г»

Газета- (от венецианского gazzetta) – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой информации и пропаганды.
(Советский Энциклопедический Словарь – М.: «Советская энциклопедия», 1980)
Главный редактор- «лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации» (ЗРФ «О СМИ»)
Гласность- доступность для общественного ознакомления и обсуждения (СРЯ). Термин широко использовался в период перестройки 1985 –1991 г.г. Введен в оборот Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым: «Мы понимаем ее (гласность – Ред.) не только как право гражданина открыто высказывать свое мнение по всем общественным и политическим вопросам, но и как обязанность правящей партии и всех органов власти и управления соблюдать принцип открытости в процессе принятия решений, держать ответ за свои действия, реагировать делом на критику, учитывать советы и рекомендации, которые предлагают трудовые коллективы, общественные организации, отдельные граждане».
(Известия, 1988, 23 мая)
Глобализация средств массовой информации- преодоление географических границ для распространения текстовой, аудио, видео информации посредством трех технологических инноваций: спутниковой связи, компьютерных сетей, цифрового кодирования текста, звука, изображения. По мнению американского футуролога Элвина Тоффлера новая система средства массовой информации развивается в соответствии с шестью принципами. Интерактивность (например, телевизионный зритель участвует в передаче в режиме реального времени). Мобильность (сотовый телефон, миниатюрные записывающие устройства, переносные компьютеры и принтеры существенно повышают производительность труда журналистов). Обратимость (способность передавать информацию от одного СМИ к другому, например, разрабатываются технологии, преобразующие устную речь в печатную форму). Возможность взаимосвязи (простота подключения пользователя телекоммуникаций к другим устройствам, независимо от страны и изготовителя). Повсеместность (распространение СМИ по всему миру и во всех экономических слоях общества). Глобализация (преодоление географических, экономических, идеологических, духовных и прочих границ).
(См. подробнее: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М. «Издательство АСТ», 2002.)
«Глобальная деревня»- (англ. global village) – выражение, принадлежащее широко известному в мире канадскому философу, культурологу, теоретику в области массовых коммуникаций Герберту Маршаллу Макклюэну (1911-1980). В 1968 году он спрогнозировал превращение планеты Земля в один населенный пункт благодаря развитию телевидения и средств коммуникаций. Революционные изменения в информационных технологиях, спутниковое телевидение, Internet практически подтвердили предсказания Маклюэна.
Глокализация- (англ. global и local) – представление в средствах массовой информации глобальных проблем страны и мира в местном (региональном) измерении.
Государственная поддержка СМИ- совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации.
(ЗРФ «О Государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания»)
Государственное федеральное средство массовой информации- средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти.
Государственная тайна- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
(ЗРФ «О государственной тайне»)
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования- (специальность 021400 «журналистика») – утвержден Министерством образования Российской Федерации в марте 2000 г. Включает: квалификационную характеристику выпускника факультета (отделения) журналистики; требования к подготовке абитуриента; общие требования к основной образовательной программе; обязательные минимумы содержания образовательных программ по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и естественнонаучным, обще-профессиональным и специальным дисциплинам. Кроме того, в ГОС сформулированы требования к уровню подготовки выпускника по специальности «журналистика».
Гражданское общество- совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. В экономической системе элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации.
(См.: Политология. По ред. М. А. Василика. М., 2001.)
Гуманность- (от лат. humanus – человеческий) проникновение любовью к человеку, уважение к человеческой личности; человечность, человеколюбие. Принцип гуманизма советской журналистики означал понимание журналистом человека как высшей и всеобщей ценности. Г. предполагает, что при оценке технической новинки и потребительских товаров, деятельности социальных институтов и явлений духовной культуры, отношений между людьми и форм использования свободного времени журналисты должны исходить из действительных потребностей, глубоких интересов, подлинной природы человека (Е. П. Прохоров, 1988). Принцип гуманности (не навреди, предотврати ущерб, окажи нужную помощь), наряду с другими, Э. Ламбет (1998) применяет для разрешения этических затруднений в работе журналистов.
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Профессиональная этика журналиста
Авраамов Д.С.
Профессиональная этика журналиста

История рекламы (Учебник)
Ученова В.В., Старых Н.В.
История рекламы (Учебник)

Історія видавничої справи (Підручник)
Тимошик М.С.
Історія видавничої справи (Підручник)

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста