Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «Г» | |
|
Газета | - |
(от венецианского gazzetta) – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой информации и пропаганды. (Советский Энциклопедический Словарь – М.: «Советская энциклопедия», 1980) |
|
Главный редактор | - |
«лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации» (ЗРФ «О СМИ») |
|
Гласность | - |
доступность для общественного ознакомления и обсуждения (СРЯ). Термин широко использовался в период перестройки 1985 –1991 г.г. Введен в оборот Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым: «Мы понимаем ее (гласность – Ред.) не только как право гражданина открыто высказывать свое мнение по всем общественным и политическим вопросам, но и как обязанность правящей партии и всех органов власти и управления соблюдать принцип открытости в процессе принятия решений, держать ответ за свои действия, реагировать делом на критику, учитывать советы и рекомендации, которые предлагают трудовые коллективы, общественные организации, отдельные граждане». (Известия, 1988, 23 мая) |
|
Глобализация средств массовой информации | - |
преодоление географических границ для распространения текстовой, аудио, видео информации посредством трех технологических инноваций: спутниковой связи, компьютерных сетей, цифрового кодирования текста, звука, изображения. По мнению американского футуролога Элвина Тоффлера новая система средства массовой информации развивается в соответствии с шестью принципами. Интерактивность (например, телевизионный зритель участвует в передаче в режиме реального времени). Мобильность (сотовый телефон, миниатюрные записывающие устройства, переносные компьютеры и принтеры существенно повышают производительность труда журналистов). Обратимость (способность передавать информацию от одного СМИ к другому, например, разрабатываются технологии, преобразующие устную речь в печатную форму). Возможность взаимосвязи (простота подключения пользователя телекоммуникаций к другим устройствам, независимо от страны и изготовителя). Повсеместность (распространение СМИ по всему миру и во всех экономических слоях общества). Глобализация (преодоление географических, экономических, идеологических, духовных и прочих границ). (См. подробнее: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М. «Издательство АСТ», 2002.) |
|
«Глобальная деревня» | - |
(англ. global village) – выражение, принадлежащее широко известному в мире канадскому философу, культурологу, теоретику в области массовых коммуникаций Герберту Маршаллу Макклюэну (1911-1980). В 1968 году он спрогнозировал превращение планеты Земля в один населенный пункт благодаря развитию телевидения и средств коммуникаций. Революционные изменения в информационных технологиях, спутниковое телевидение, Internet практически подтвердили предсказания Маклюэна. |
|
Глокализация | - |
(англ. global и local) – представление в средствах массовой информации глобальных проблем страны и мира в местном (региональном) измерении. |
|
Государственная поддержка СМИ | - |
совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации. (ЗРФ «О Государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания») |
|
Государственное федеральное средство массовой информации | - |
средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти. |
|
Государственная тайна | - |
защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. (ЗРФ «О государственной тайне») |
|
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования | - |
(специальность 021400 «журналистика») – утвержден Министерством образования Российской Федерации в марте 2000 г. Включает: квалификационную характеристику выпускника факультета (отделения) журналистики; требования к подготовке абитуриента; общие требования к основной образовательной программе; обязательные минимумы содержания образовательных программ по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и естественнонаучным, обще-профессиональным и специальным дисциплинам. Кроме того, в ГОС сформулированы требования к уровню подготовки выпускника по специальности «журналистика». |
|
Гражданское общество | - |
совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. В экономической системе элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации. (См.: Политология. По ред. М. А. Василика. М., 2001.) |
|
Гуманность | - |
(от лат. humanus – человеческий) проникновение любовью к человеку, уважение к человеческой личности; человечность, человеколюбие. Принцип гуманизма советской журналистики означал понимание журналистом человека как высшей и всеобщей ценности. Г. предполагает, что при оценке технической новинки и потребительских товаров, деятельности социальных институтов и явлений духовной культуры, отношений между людьми и форм использования свободного времени журналисты должны исходить из действительных потребностей, глубоких интересов, подлинной природы человека (Е. П. Прохоров, 1988). Принцип гуманности (не навреди, предотврати ущерб, окажи нужную помощь), наряду с другими, Э. Ламбет (1998) применяет для разрешения этических затруднений в работе журналистов. |
|
|
| | |
|
|