Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «К» | |
|
Качественная пресса | - |
(quality paper - брит. солидная газета) - издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами. |
|
Квалификационная характеристика выпускника факультета журналистики | - |
предполагает, что последний должен быть способен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: авторскую (создание собственных материалов для СМИ); организаторскую (привлечение к сотрудничеству со СМИ общественности и разных слоев аудитории); редакторскую (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ); программирующую (участие в информационном маркетинге, разработке концепции СМИ, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов); производственно-технологическую (подготовка текстов к печати, выходу в эфир). |
|
Клевета | - |
1. Ложное обвинение; заведомо ложный слух, позорящий кого-либо, а также распространение таких слухов. (Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981.)
2. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающего его репутацию. (Уголовный кодекс РФ. – СПб.: Питер, 2002.) |
|
Кодекс профессиональной этики российского журналиста | - |
документ, предназначенный для внутреннего саморегулирования журналистского сообщества. Одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Состоит из десяти статей, которые нормируют взаимоотношения журналистов с государством, обществом, аудиторией, источниками информации, коллегами. Подчеркивается обязательность: использования журналистом только достоверной информации, исправления ошибок, соблюдения конфиденциальности получения информации, уважения чести и достоинства людей. Кодекс предполагает недопустимым для журналиста: распространение заведомо ложных сведений, использование незаконных способов получения информации, получение вознаграждения или гонораров от третьих лиц за публикацию материалов, совмещение журналистской работы с участием в органах государственной власти, сочетание журналистской и рекламной деятельности. |
|
Комиссия по свободе доступа к информации | - |
правозащитный фонд «Комиссия по свободе доступа к информации» (ПФ «КСДИ») - негосударственная, некоммерческая организация, главной целью которой является содействие формированию, развитию, укреплению и охране условий для осуществления гражданами и их объединениями права свободно искать, получать, передавать и распространять информацию, в том числе через активное привлечение к этой задаче российских СМИ. (Москва). Издает ежемесячник «Право знать». |
|
Коммерческая и служебная тайна | - |
информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. (Гражданский Кодекс Российской Федерации – М.: «Проспект», 1997.) |
|
Коммуникация | - |
(communication - англ. - передача, сообщение; информация; связь; средство сообщения; общение, средство общения) (Англо-русский словарь. 19-е изд. – М.: Русский язык, 1982.) Передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; линия или канал, соединяющие участников обмена информации; взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается. (Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2001.) |
|
Коммуникация массовая | - |
совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации. Характеризуется рассредоточенностью аудитории; наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; передачей информации одновременно по различным каналам (периодическая печать, телевидение, радио, интернет); доступностью информации для всех желающих. (См.: Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2001.) |
|
Компенсация морального вреда | - |
(ст.151 ГК) Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежность гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя (в том числе журналиста – Ред.) обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. (Гражданский Кодекс Российской Федерации - М.: «Проспект», 1997.) |
|
Концентрация СМИ | - |
сосредоточение в руках одного владельца (учредителя) нескольких разнотипных средств массовой информации, что приводит к монополизации информационного рынка. |
|
Косвенная реклама | - |
размещение в средствах массовой информации рекламных материалов под видом журналистских. |
|
Контент-анализ | - |
анализ содержания журналистских текстов с применением количественных методов. Применяется для изучения содержания публикаций (эфирных передач) читательской (зрительской, слушательской) почты, звонков в студию. Этот метод необходим для обеспечения высокой точности показателей, исследования обширного несистематизированного материала (подшивка газет, записи теле или радиопередач), суммарной оценки опубликованной информации. Процедура количественного анализа предусматривает выделение смысловых (качественных) единиц и единиц счета. Например, при анализе роли газеты в освещении социальной политики к смысловым единицам могут быть отнесены публикации, в которых прямо или косвенно говорится о событиях и проблемах социальной сферы. За единицу счета принимаются число публикаций, количество строк, минут вещания в эфире, а также авторы, жанры и т. п. Нередко результаты контент-анализа становятся основанием для коррекции содержательной модели средства массовой информации, определения приоритетной тематики, изменения форм подачи журналистских материалов и т. п. (См., например: Социология журналистики. Очерки методологии и практики. Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998.) |
|
Конфиденциальная информация | - |
сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. «Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом». (Закон Российской Федерации «О СМИ») |
|
Конфликт интересов | - |
ситуация, при которой интересы журналиста, редактора, учредителя, владельца приходят в противоречие друг с другом. КИ наступает, когда журналист: оказывает предпочтение организациям, где имеет свой коммерческий интерес; оказывает информационные услуги политическим организациям; принимает от источников информации подарки, деньги, услуги; занимается скрытой рекламой; участвует в коммерческих конкурсах журналистов; предоставляет свое имя для рекламы, что несовместимо с сохранением его профессиональной независимости; использует профессиональный статус для получения личной выгоды. (См.: Профессиональная этика журналистов. Т.1. Документы и справочные материалы. Сост. Казаков Ю. В. М., 1999.) |
|
Корпоративная пресса | - |
печать (телевидение, радиовещание) предприятий, промышленных холдингов и компаний, корпораций. Учредителями КП выступают, как правило, руководящие структуры предприятий и организаций. |
|
|
| | |
|
|