Словарь журналиста

Термины журналистики: основные понятия и определения.

Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.


А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«М»

Манипуляция сознанием- вид скрытого психологического воздействия на человека; способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения с задачей изменения мнений, побуждений и целей в нужном субъекту манипуляции направлении.
(См. подробнее: Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.)
Массовые издания- газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.
Масс-медиа- (англ. - mass media ) - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения). Один из синонимов термина «средства массовой информации».
Массовая информация- печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.
(Закон Российской Федерации «О СМИ»)
Массовая коммуникация- процесс распространения социальной информации с помощью технических средств: радио, телевидения, кинематографа, печати - на численно большие рассредоточенные аудитории.
Массификация- формирование массового сознания различными средствами, в том числе СМИ.
Медиакритика- особая сфера журналистики, где предметом оценки, анализа и критики становятся средства массовой информации. Медиакритика способствует конструктивной внутрицеховой самокритике, выработке обще-профессиональных журналистских стандартов, формированию профессионально-этических норм, утверждению демократических установок в общественном сознании, знакомству широкого круга людей с природой, местом и ролью журналистики в обществе.
Медиапланирование- определение и организация наиболее эффективного (с точки зрения максимального эффекта вложения финансов) порядка подготовки и размещения рекламных материалов. Медиапланирование включает: выбор типа средства массовой информации, целевой аудитории, расчет количества контактов потенциальных потребителей с рекламой и т. п.
Медиатизация (политики)- процесс перемещения содержания политической деятельности в символическое пространство средств массовой информации.
Медиа холдинг- предприятие (акционерное общество), являющееся владельцем части (или всех) акций нескольких однотипных или разнотипных средств массовой информации и осуществляющее над ними контроль.
Менеджмент в СМИ- экономическая система управления в редакциях периодических изданий, телерадиокомпаниях, медиа-холдингах.
Международные журналистские организации- «Репортеры без границ». «Международный Институт Прессы» (I.P.I). «Форум Свободы» (FreedomForum). «Международная Федерация Журналистов».
Международные принципы журналистской этики- документ, принятый на IV Консультативной встрече международных и региональных профессиональных журналистских организаций в 1983г. в Праге. Содержит десять основных принципов взаимоотношений журналистов и общества, обеспечивающих: право людей на получение истинной информации; верность журналиста объективной реальности; социальную ответственность журналиста; профессиональную честность журналиста; общедоступность средств массовой информации и участие общественности в их работе; уважение частной жизни и человеческого достоинства; уважение общественных интересов; уважение всеобщих ценностей и многообразие культур; устранение войны и других зол, противостоящих человечеству; содействие новому международному порядку в области информации, что предполагает выполнение долга журналиста - способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации.
Министерство российской федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР)- федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку и реализацию государственной политики в области СМИ и массовых коммуникаций, телерадиовещания, печати, издательской и полиграфической деятельности, регулирования производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование этих видов деятельности.
Мнение- недостоверное субъективное знание, точка зрения по тому или иному вопросу отдельного человека, группы, общества.
Многотиражная газета- периодическое издание (преимущественно газета), издающееся на предприятиях, в учебных заведениях, в иных организациях. Учредителем выступает, как правило, администрация. На самом деле эти газеты следовало бы называть «малотиражными», т.к. по количеству копий они значительно уступают городским, районным и, тем более, областным газетам.
Мониторинг- (англ. monitor - контролировать, проверять качество теле или радиопередачи) - контроль различных процессов в общественной и профессиональной сферах. Целью мониторинга «Фонда защиты гласности», например, является фиксация, а затем информирование общественности о нарушениях, связанных с деятельностью журналистов и средств массовой информации.
Монополизация рынка средств массовой информации- приводящее к существенному снижению конкуренции незаконное обретение доминирующего положения на рынке СМИ, выражающееся в превышении предельных норм концентрации средств массовой информации, установленных законом.
(Федотов М. А. Закон о средствах массовой информации. Ред. 2001 г. Инициативный авторский проект. М., 2000.)
Мульти-культурализм- комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и иных организаций, а также средств массовой информации), направленных на равноправное развитие различных культур, содействие сосуществованию различных культур в одной стране.
Мультимедиа- комплексное представление информации в видео-, аудио-, графическом, мультипликационном и других видах; комплекс различных видов средств массовой информации.
Муниципальное СМИ- средство массовой информации, учрежденное органами местного самоуправления либо созданными ими организациями и выпускаемое муниципальной некоммерческой организацией.
(Федотов М. А. Закон о средствах массовой информации. Ред. 2001 г. Инициативный авторский проект. М., 2000.)
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Профессиональная этика журналиста
Авраамов Д.С.
Профессиональная этика журналиста

Основи радіожурналістики (Підручник)
Лизанчук В.В.
Основи радіожурналістики (Підручник)

История русской журналистики XVIII - XIX веков
Громова Л.П.
История русской журналистики XVIII - XIX веков

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста