Словарь журналиста

Термины журналистики: основные понятия и определения.

Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.


А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«Ж»

Жанр- тип художественной формы литературного произведения. Жанр характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него. Типология материалов, используемых в СМИ, включает: информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры.
«Желтая» пресса- термин родился в Х1Х веке в Европе. Тогда для издания газет использовалась низкокачественная бумага желтого цвета, снижавшая стоимость газет и обеспечивавшая тем самым их массовость. Впоследствии эпитет «желтая» сопровождает популярные, массовые издания, формулу успеха у читателей которых вывел один из отцов основателей жанра Аксель Шпрингер: «Чужая постель, чужие деньги, чужая смерть». Основное содержание: сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. «Подогреть, вскипятить и сдобрить изюминкой» – принципы германской газеты Bild Zeitung, описанные в книге Гюнтера Вальрафа «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером». Характерные особенности этого типа прессы: преувеличение, использование превосходных степеней; крупные, кричащие, интригующие заголовки; основные темы – ужасы, мистика, убийства, частная жизнь известных людей; обилие иллюстраций, коллажей; систематическое использование обнаженной натуры; конфликтная, агрессивная форма подачи материала; употребление сниженной лексики.
Журнал- (от франц. journal)

1. Периодическое издание в виде книжки, а также отдельная книжка этого издания.

2. Книга или тетрадь для периодической записи событий.
Журналист- лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с нею трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся таковой деятельностью по ее уполномочию.
(ЗРФ «О СМИ»)
Журналистика- 1. Способ деятельности, связанный с поиском, получением, обработкой и распространением общественно значимой информации.

2. Литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении.

3. Периодическое издание в целом.
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981.)
Область производственно-творческой деятельности, связанной со сбором, обработкой и распространением информации, представляющей общественный интерес, с целью адаптации аудитории печати, телевидения и радиовещания к экономическим, политическим, социальным, культурным изменениям.
Журналистика в стиле он-лайн- сетевая журналистика. Использование современных информационных технологий (Internet, базы данных, WEB-узлы и т. п.) в работе средств массовой информации позволяет: существенно расширить возможности журналистов в обеспечении доступа к большим объемам информации, в том числе и к тем, до которых иным путем журналист добраться не может в принципе; в значительной мере сократить время сбора сведений и подготовки материалов;
уменьшить зависимость журналистов от особых источников информации; повысить значимость работы сотрудников масс-медиа, т.к. их материалы становятся более информативными и компетентными.
(См. подробнее: Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., Вагриус, 1999.)
Журналистское образование- система подготовки кадров для периодической печати, телевидения и радио в высших учебных заведениях. Журналистов в Российской Федерации готовят преимущественно в высших учебных заведениях государственной формы собственности на основе «Государственного образовательного стандарта» по специальности 021400 «журналистика» или направлению 520600 «журналистика». Стандарт определяет квалификационную характеристику выпускника и предусматривает освоение им трех циклов дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, профессиональных. Факультеты, отделения, кафедры, ведущие подготовку специалистов для средств массовой информации, являются, как правило, структурными подразделениями университетов.
(См. подробнее: Свитич Л., Ширяева А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997.)
Журналистские организации- «Союз журналистов Российской Федерации» - образован в 1918 году, - общероссийское творческое общественное объединение, учрежденное для осуществления деятельности по защите интересов журналистов. Председатель - В.Богданов, Генеральный секретарь – И.Яковенко;
«Медиасоюз» - общероссийская общественная организация работников СМИ, образована в 2001 году, председатель - А.Любимов; «Российский профессиональный Союз журналистов», учрежден в январе 1998 года; Национальная Ассоциация Телевещателей (НАТ); Союз издателей и распространителей печатной продукции.
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
Історія української журналістики XIX століття
Михайлин І.Л.
Історія української журналістики XIX століття

История русской журналистики XVIII - XIX веков
Громова Л.П.
История русской журналистики XVIII - XIX веков

Основы теории коммуникации: Учебник
Василик М.А.
Основы теории коммуникации: Учебник

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста