Словарь журналиста
|
|
Термины журналистики: основные понятия и определения.
Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.
|
А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
| | | | «С» | |
|
Саморегулирование журналистики | - |
процесс упорядочения и нормирования журналистской деятельности корпоративными способами и средствами. СЖ происходит в форме принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов «профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодексах, хартиях, положениях, меморандумах и т. п.), и создания контрольных, экспертных, квалифицирующих нормы структур. Примеры: Германский Совет по печати, английская Комиссия по жалобам на прессу, Совет прессы Норвегии, датский Совет по делам прессы, российское Большое Жюри при Союзе журналистов РФ. Основные задачи БЖ: укрепление доверия к СМИ со стороны общества; досудебное урегулирование информационных споров и конфликтов; повышение уровня профессиональной квалификации журналистов; профессионально-моральное нормотворчество; защита от внешних угроз воздействия на журналистику государственными санкциями. |
|
Сведение | - |
утверждение о факте. |
|
Свобода | - |
возможность действовать в какой-либо области без ограничений. |
|
Свобода массовой информации | - |
беспрепятственное распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов. Ст. 29, п. 5 Конституции РФ содержит норму: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако Закон РФ «О СМИ» предусматривает ответственность журналистов за злоупотребление свободой массовой информации, а именно: не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. |
|
Свобода печати | - |
представляет собой возможность создавать, учреждать, производить и распространять информационную продукцию в форме периодического издания. С момента возникновения печати в разных государствах такая возможность представлялась отнюдь не всем, более того, ограничения носили характер от крайне либеральных до жестко тоталитарных условий предоставления права издавать периодические издания. Например, в авторитарных государствах пользоваться прессой могли только те, кто получил патент (разрешение, лицензию) от верховной власти; в экономически продвинутых странах с развитыми демократическими институтами право производить и распространять печатную продукцию получали те, у кого существовали экономические возможности. В странах, где государственной идеологией признавался коммунизм, пресса могла принадлежать только определенным социальным слоям и классам. В Советском Союзе, например, основными учредителям, издателями и владельцами газет, журналов (телевидения и радио) являлись государственные и партийные структуры. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Законные способы определяются принятыми в Российской Федерации законами, а именно: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе» и другими. Кроме того, отдельные стороны деятельности прессы регулируются соответствующими статьями Уголовного, Гражданского, Административного, иных кодексов. |
|
Свобода слова | - |
возможность выражать мнения, оценки, суждения беспрепятственно, без ограничений. Однако и эта возможность в разных обществах имеет свои пределы, ст. 29, например, Конституции РФ содержит норму: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Одновременно в Основном законе России прокламируются: права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29). |
|
Свобода творчества | - |
возможность создавать произведения в области литературы, искусства, живописи, театра, кино, музыки и т.д. беспрепятственно, без ограничений. В ст.44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законами». Ограничения в этой сфере связаны, прежде всего, с законными правами и интересами других людей, а также общепринятыми нормами морали. |
|
Свободный российско-германский институт публицистики МГУ им. М. В. Ломоносова (СвРГИП) | - |
официально открыт 18 октября 1994г. Учредители: институты поублицистики Майнцкого и Мюнстерского университетов, институт журналистики Дортмундского университета, Институт развития СМИ и коммуникаций газеты «Франкфутер альгемайне цайтунг» и факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. |
|
Сенсация | - |
1. Сильное, ошеломляющее впечатление от какого-либо события, известия.
2. Событие, сообщение, производящее такое впечатление. (Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.) |
|
Сетевые средства массовой информации | - |
группа вещательных станций, объединенных контрактом с центральным каналом (станцией) и ведущих одновременно трансляцию одних и тех же программ; группа периодических изданий, распространяемых в различных регионах страны, реализующих единую содержательную и экономическую концепцию центрального (головного) издания. |
|
Система средств массовой информации | - |
совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
|
|
Скрытая запись | - |
распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино и фотосъемки. Согласно ст.50 ЗРФ «О СМИ» скрытая запись допускается: • если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; • если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; • если демонстрация записи производится по решению суда. |
|
Слухи | - |
известия, сведения, достоверность которых не установлена. (Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.) Один из источников журналистской информации, требующий осмотрительного использования, в частности, принятия мер по дополнительной проверке, маркировки таких сведений в текстах как не проверенных или не подтвержденных каким-либо образом. |
|
Собственник СМИ | - |
физическое или юридическое лицо, учредившее средство массовой информации, принявшее на себя бремя его содержания и создавшее организацию, осуществляющую выпуск данного средства массовой информации, либо заключившее договор с физическим или юридическим лицом о его выпуске. (Федотов М. А. Закон о средствах массовой информации. Ред. 2001 г. Инициативный авторский проект. М., 2000) |
|
Собственный корреспондент | - |
журналист, работающий не в центральном аппарате издания (канала, станции), а в конкретном регионе, информацию из которого он и поставляет для выхода в свет или в эфир. |
|
Социальной ответственности теория печати | - |
теория социальной ответственности исходит из главной посылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции. В той мере, в какой пресса не берет на себя свои обязательства, какая-то другая сила должна следить за тем, чтобы основные функции массовой коммуникации были реализованы. Теория СО основывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», в отличие от либертарианской теории, где свобода понималась как «свобода от внешнего ограничения». Согласно теории СО основные требования к прессе таковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо сообщать правду об этом факте, искать “всю правду”. Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», выступать средством общественной дискуссии, представлять все существенные точки зрения, давать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать гражданам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения. (См.подробнее: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.) |
|
Социожурналистика | - |
научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиэрмена. (См.: Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. - Екатеринбург, 1996.) Есть иная версия: социожурналистика определяется как уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности. (Социология журналистики: Очерки методологии и практики: пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика»/ Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998.) |
|
Социология журналистики | - |
1. Отрасль социологии, изучающая: журналистику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику социального мышления журналистов и др.
2. Учебная дисциплина, предусмотренная Государственным стандартом по специальности 021400 «журналистика» для вузов, ведущих подготовку журналистов. |
|
Союз журналистов российской федерации | - |
федерация журналистских организаций России. История СЖ РФ восходит к 1956 году, когда ЦК КПСС принял решение о создании Союза журналистов СССР. |
|
Специализация журналиста | - |
приоритетные направления в его работе, связанные с функциональными, должностными, тематическими, жанровыми характеристиками его труда. |
|
Специализированное средство массовой информации | - |
для регистрации или распространения его продукции Законом РФ «О СМИ» устанавливаются специальные правила. (Закон Российской Федерации «О СМИ») |
|
Специальный корреспондент | - |
журналист, выполняющий специальные задания руководства редакции. |
|
Средство массовой информации | - |
периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. (Закон Российской Федерации «О СМИ») |
|
Стереотип | - |
1. Копия типографского набора на металлической, резиновой или пластмассовой пластине для печатания тиража.
2. Неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону; стандартный.
3. Упрощенный образ мира в целом, явлений действительности, общественных и иных проблем в сознании людей (аудитории СМИ). По мнению У.Липпмана (1922) пресса не только создает стереотипы в общественном мнении, но и сами журналисты пользуются стереотипами в отборе событий для представления на газетной полосе, а также в их интерпретации. |
|
Стрингер | - |
(англ. stringer) - внештатный корреспондент; репортер, получающий плату за объем представленного материала. Часто в качестве стрингеров выступают местные (freelance - свободные) журналисты, их услугами пользуются средства массовой информации и информационные агентства, по тем или иным причинам не посылающие на место событий штатных, специальных корреспондентов. |
|
Судебная палата по информационным спорам | - |
создана Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина 31 декабря 1993 г., закрыта Указом Президента РФ В. В. Путина 3 июня 2000 г.
Основными функциями являлись: • содействие Президенту Российской Федерации в защите прав и свобод в сфере массовой информации; • обеспечение объективности и достоверности сообщений; • обеспечение принципа равноправия в сфере массовой информации; • обеспечение защиты нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации; • обеспечение принципа плюрализма в информационных и общественно-политических телерадиопрограммах; • разрешение споров о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании; • исправление фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы; • вынесение предупреждений средствам массовой информации в соответствии со статьей 16 Закона российской Федерации «О средствах массовой информации» в условиях отсутствия Министерства печати и информации Российской Федерации.
Судебная палата не входила в систему федеральных судов России. Круг вопросов, которые ставила и разрешала палата, чрезвычайно широк: доступ журналистов к информации, иски к редакциям и журналистам, нарушения правовых и этических норм газетчиками и телерадиорепортерами, необоснованность тарифов на услуги почтовой связи, несоблюдение правил предвыборной агитации, регистрация СМИ, конфликты между исполнительными органами власти и редакциями, свобода массовой информации и злоупотребления ею и многие другие. За годы своего существования Судебная палата накопила уникальный опыт анализа, правовой и этической оценки, влияния на теорию и практику российской журналистики. (См. подробнее: Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1994-1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. Под ред. А. Б. Венгерова. М., Право и Закон, 1997.) |
|
|
| | |
|
|