Словарь журналиста

Термины журналистики: основные понятия и определения.

Словарь для журналистов составлен на основе учебников и пособий, энциклопедических изданий, специальных журналов и монографических исследований. Сборник содержит статьи, в которых раскрывается содержание терминов журналистики, используемых в практике и теории массмедиа на сегодняшний день.


А Б В Г Ґ Д Е Є Ё Ж З И І Ї Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«С»

Саморегулирование журналистики- процесс упорядочения и нормирования журналистской деятельности корпоративными способами и средствами. СЖ происходит в форме принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов «профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодексах, хартиях, положениях, меморандумах и т. п.), и создания контрольных, экспертных, квалифицирующих нормы структур. Примеры: Германский Совет по печати, английская Комиссия по жалобам на прессу, Совет прессы Норвегии, датский Совет по делам прессы, российское Большое Жюри при Союзе журналистов РФ. Основные задачи БЖ: укрепление доверия к СМИ со стороны общества; досудебное урегулирование информационных споров и конфликтов; повышение уровня профессиональной квалификации журналистов; профессионально-моральное нормотворчество; защита от внешних угроз воздействия на журналистику государственными санкциями.
Сведение- утверждение о факте.
Свобода- возможность действовать в какой-либо области без ограничений.
Свобода массовой информации- беспрепятственное распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов. Ст. 29, п. 5 Конституции РФ содержит норму: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако Закон РФ «О СМИ» предусматривает ответственность журналистов за злоупотребление свободой массовой информации, а именно: не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Свобода печати- представляет собой возможность создавать, учреждать, производить и распространять информационную продукцию в форме периодического издания. С момента возникновения печати в разных государствах такая возможность представлялась отнюдь не всем, более того, ограничения носили характер от крайне либеральных до жестко тоталитарных условий предоставления права издавать периодические издания. Например, в авторитарных государствах пользоваться прессой могли только те, кто получил патент (разрешение, лицензию) от верховной власти; в экономически продвинутых странах с развитыми демократическими институтами право производить и распространять печатную продукцию получали те, у кого существовали экономические возможности. В странах, где государственной идеологией признавался коммунизм, пресса могла принадлежать только определенным социальным слоям и классам. В Советском Союзе, например, основными учредителям, издателями и владельцами газет, журналов (телевидения и радио) являлись государственные и партийные структуры. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Законные способы определяются принятыми в Российской Федерации законами, а именно: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе» и другими. Кроме того, отдельные стороны деятельности прессы регулируются соответствующими статьями Уголовного, Гражданского, Административного, иных кодексов.
Свобода слова- возможность выражать мнения, оценки, суждения беспрепятственно, без ограничений. Однако и эта возможность в разных обществах имеет свои пределы, ст. 29, например, Конституции РФ содержит норму: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Одновременно в Основном законе России прокламируются: права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29).
Свобода творчества- возможность создавать произведения в области литературы, искусства, живописи, театра, кино, музыки и т.д. беспрепятственно, без ограничений. В ст.44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законами». Ограничения в этой сфере связаны, прежде всего, с законными правами и интересами других людей, а также общепринятыми нормами морали.
Свободный российско-германский институт публицистики МГУ им. М. В. Ломоносова (СвРГИП)- официально открыт 18 октября 1994г. Учредители: институты поублицистики Майнцкого и Мюнстерского университетов, институт журналистики Дортмундского университета, Институт развития СМИ и коммуникаций газеты «Франкфутер альгемайне цайтунг» и факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
Сенсация- 1. Сильное, ошеломляющее впечатление от какого-либо события, известия.

2. Событие, сообщение, производящее такое впечатление.
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.)
Сетевые средства массовой информации- группа вещательных станций, объединенных контрактом с центральным каналом (станцией) и ведущих одновременно трансляцию одних и тех же программ; группа периодических изданий, распространяемых в различных регионах страны, реализующих единую содержательную и экономическую концепцию центрального (головного) издания.
Система средств массовой информации- совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Скрытая запись- распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино и фотосъемки. Согласно ст.50 ЗРФ «О СМИ» скрытая запись допускается:
• если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
• если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
• если демонстрация записи производится по решению суда.
Слухи- известия, сведения, достоверность которых не установлена.
(Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981.)
Один из источников журналистской информации, требующий осмотрительного использования, в частности, принятия мер по дополнительной проверке, маркировки таких сведений в текстах как не проверенных или не подтвержденных каким-либо образом.
Собственник СМИ- физическое или юридическое лицо, учредившее средство массовой информации, принявшее на себя бремя его содержания и создавшее организацию, осуществляющую выпуск данного средства массовой информации, либо заключившее договор с физическим или юридическим лицом о его выпуске.
(Федотов М. А. Закон о средствах массовой информации. Ред. 2001 г. Инициативный авторский проект. М., 2000)
Собственный корреспондент- журналист, работающий не в центральном аппарате издания (канала, станции), а в конкретном регионе, информацию из которого он и поставляет для выхода в свет или в эфир.
Социальной ответственности теория печати- теория социальной ответственности исходит из главной посылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции. В той мере, в какой пресса не берет на себя свои обязательства, какая-то другая сила должна следить за тем, чтобы основные функции массовой коммуникации были реализованы. Теория СО основывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», в отличие от либертарианской теории, где свобода понималась как «свобода от внешнего ограничения». Согласно теории СО основные требования к прессе таковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо сообщать правду об этом факте, искать “всю правду”. Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», выступать средством общественной дискуссии, представлять все существенные точки зрения, давать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать гражданам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения.
(См.подробнее: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.)
Социожурналистика- научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиэрмена.
(См.: Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. - Екатеринбург, 1996.)
Есть иная версия: социожурналистика определяется как уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности.
(Социология журналистики: Очерки методологии и практики: пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика»/ Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998.)
Социология журналистики- 1. Отрасль социологии, изучающая: журналистику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику социального мышления журналистов и др.

2. Учебная дисциплина, предусмотренная Государственным стандартом по специальности 021400 «журналистика» для вузов, ведущих подготовку журналистов.
Союз журналистов российской федерации- федерация журналистских организаций России. История СЖ РФ восходит к 1956 году, когда ЦК КПСС принял решение о создании Союза журналистов СССР.
Специализация журналиста- приоритетные направления в его работе, связанные с функциональными, должностными, тематическими, жанровыми характеристиками его труда.
Специализированное средство массовой информации- для регистрации или распространения его продукции Законом РФ «О СМИ» устанавливаются специальные правила.
(Закон Российской Федерации «О СМИ»)
Специальный корреспондент- журналист, выполняющий специальные задания руководства редакции.
Средство массовой информации- периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
(Закон Российской Федерации «О СМИ»)
Стереотип- 1. Копия типографского набора на металлической, резиновой или пластмассовой пластине для печатания тиража.

2. Неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону; стандартный.

3. Упрощенный образ мира в целом, явлений действительности, общественных и иных проблем в сознании людей (аудитории СМИ). По мнению У.Липпмана (1922) пресса не только создает стереотипы в общественном мнении, но и сами журналисты пользуются стереотипами в отборе событий для представления на газетной полосе, а также в их интерпретации.
Стрингер- (англ. stringer) - внештатный корреспондент; репортер, получающий плату за объем представленного материала. Часто в качестве стрингеров выступают местные (freelance - свободные) журналисты, их услугами пользуются средства массовой информации и информационные агентства, по тем или иным причинам не посылающие на место событий штатных, специальных корреспондентов.
Судебная палата по информационным спорам- создана Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина 31 декабря 1993 г., закрыта Указом Президента РФ В. В. Путина 3 июня 2000 г.

Основными функциями являлись:
• содействие Президенту Российской Федерации в защите прав и свобод в сфере массовой информации;
• обеспечение объективности и достоверности сообщений;
• обеспечение принципа равноправия в сфере массовой информации;
• обеспечение защиты нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации;
• обеспечение принципа плюрализма в информационных и общественно-политических телерадиопрограммах;
• разрешение споров о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании;
• исправление фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы;
• вынесение предупреждений средствам массовой информации в соответствии со статьей 16 Закона российской Федерации «О средствах массовой информации» в условиях отсутствия Министерства печати и информации Российской Федерации.

Судебная палата не входила в систему федеральных судов России. Круг вопросов, которые ставила и разрешала палата, чрезвычайно широк: доступ журналистов к информации, иски к редакциям и журналистам, нарушения правовых и этических норм газетчиками и телерадиорепортерами, необоснованность тарифов на услуги почтовой связи, несоблюдение правил предвыборной агитации, регистрация СМИ, конфликты между исполнительными органами власти и редакциями, свобода массовой информации и злоупотребления ею и многие другие. За годы своего существования Судебная палата накопила уникальный опыт анализа, правовой и этической оценки, влияния на теорию и практику российской журналистики.
(См. подробнее: Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1994-1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. Под ред. А. Б. Венгерова. М., Право и Закон, 1997.)
ЖурПАКnew
Всё для студента!
Сборник готовых дипломных работ.
Сервисы
Отправить СМС
Словарь терминов
Радио онлайн
Новости в мире
Твой гороскоп
Прогноз погоды
Услуги ПриватБанка
Рекомендуем
История рекламы (Учебник)
Ученова В.В., Старых Н.В.
История рекламы (Учебник)

Зарубежная журналистика XIX века
Трыков В.П.
Зарубежная журналистика XIX века

Журналистика (Учебник)
Ворошилов В.В.
Журналистика (Учебник)

Добавить нас в закладки

| Главная | Книги | Архив | Статьи | Программы | FAQ | Карта сайта | Обратная связь | RSS | Строительство и ремонт |
ВНИМАНИЕ! Все материалы портала и их содержимое предназначены исключительно в образовательных целях и для ознакомления. Все права в отношении материалов и их содержимого принадлежат законным правообладателям. В любой момент по просьбе автора (обладателя авторских прав) мы готовы убрать материалы с сайта. Мы всегда готовы рассмотреть любые предложения о сотрудничестве.

© 2011 Journ-Port.ru - Портал журналиста